Так как основным производственным процессом АТП являет транспортный процесс, то размеры предприятия, а также тип марки и модели подвижного состава определяются потребностью перевозках. В тоже время коренным образом изменилась форма собственности на автомобильном транспорте. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая), введенным в действие с 1 января 1995 г., юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ. В то же время производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества по форме ответственности подразделяются на предприятия с полной и ограниченной ответственностью.
Большое практическое значение имеет распределение предприятий (фирм) по размерам. Признак, по которому возможно деление совокупности предприятий по размерам, зависит от характера их деятельности. Чаще всего в качестве признака, характеризующего размеры фирмы, используют численность персонала фирмы (численность занятых). Независимо от используемого при распределении предприятий по размерам признака выделяют мелкие, средние и крупные предприятия. Такая градация довольно условна и в значительной степени зависит от отраслевых особенностей. Законодательство и экономическая политика Правительства России в настоящее время предусматривает определенные меры по стимулированию развития мелкого бизнеса, для малых (предприятий предусматриваются определенные налоговые и другие льготы). Крупномасштабному бизнесу свойственны формы, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры: корпорации, хозяйственные ассоциации, концерны, холдинговые компании, консорциум.
Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты определенных привилегий.
Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по датам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.
Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения инородных функций и координацией общей деятельности. Участники ассоциации обладают правом входить в любые другие ассоциации.
Концерны - формы крупных договорных объединений обычно монопольного типа, позволяющие использовать возможности крупномасштабного производства. Важнейшим признаком концернов стало единство собственности входящих в него фирм, предприятий, банков.
Холдинговые компании - характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.
Консорциум - временное добровольное объединение предприятия, организаций, образуемое для решения конкретных задач проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических и экологических проектов.
По видам оказываемых услуг предприятия автомобильного транспорта классифицируются на эксплуатационные, обслуживающие, ремонтные, а также: транспортно-экспедиционные, автовокзалы, автостанции, учебно-курсовые комбинаты, гаражи-стоянки.
К эксплуатационным предприятиям относятся предприятия по эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (АТП), которые осуществляют перевозку грузов или пассажиров, техническое обслуживание, ремонт и хранение своего подвижного состава. Главным образом это государственные и муниципальные предприятия, отличительной особенностью этих предприятий является то, что они не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности. Управление государственным и муниципальным предприятиям осуществляет руководитель, который назначается самим собственником или уполномоченным собственником органом.
К обслуживающим предприятиям относятся предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей различных предприятий, организаций и индивидуальных владельцев.
К ремонтным предприятиям относятся предприятия, осуществляющие капитальный ремонт узлов, агрегатов, приборов и полнокомплектных автомобилей.
Транспортно-экспедиционные предприятия предназначены для транспортировки и сопровождения грузов.
Автовокзалы, автостанции предназначены для организации перевозки пассажиров на междугородных автобусах.
Отраслевые учебно-курсовые комбинаты предназначены для подготовки или переподготовки специалистов в сфере автомобильного транспорта.
Гаражи (стоянки) являются предприятиями для хранения автомобилей. Наиболее широко они распространены для хранения автомобилей индивидуального пользования. К этому типу предприятий относятся кемпинги и автогостиницы (мотели). Последние могут также выполнять отдельные операции по техническому обслуживанию или ремонту автомобилей.
Эксплуатационные предприятия автомобильного транспорта подразделяются на пассажирские и грузовые. Пассажирские предприятия (автобусные парки по обслуживанию городских перевозок, междугородных, экскурсионнотуристических поездок и др.), обычно располагаются в крупных городах и районных центрах - местах наибольшего количества маршрутов. Предприятия располагают таким образом, чтобы максимально исключить нулевые (холостые) пробеги и, как правило, строят в виде зданий с встроенной инфраструктурой для хранения и ремонта подвижного состава.
Грузовые предприятия располагаются вблизи грузообразующих промышленных предприятий и грузовых станций, обычно на окраинах города с целью разгрузки центра города от транспортных пробок. Грузовые предприятия строят в виде огороженной территории с комплексом зданий промышленного типа, где располагают административные, ремонтные, вспомогательные участки и цеха, расположенные в одном или нескольких зданиях.
Пассажирские предприятия подразделяются на легковые, автобусные и смешанные.
Легковые классифицируются на таксомоторные, служебного пользования, автотранспортные объединения.
Автобусные - на городские, пригородные, междугородные, туристические, автотранспортные объединения.
Грузовые на - специализированные, строительные, междугородные, международные, грузовые такси, промышленные, торговые, строительные, смешанные, автотранспортные объединения.
Производственные автотранспортные объединения представляют собой хозрасчетную автотранспортную организацию по эксплуатации подвижного состава, и организуется путем объединения действующих в городе или области предприятия аналогичного назначения. Обычно оно состоит из базового наиболее передового и технически хорошо оснащенного предприятия и подчиненных ему бывших самостоятельных хозрасчетных предприятий. Границы хозяйственной самостоятельности предприятий, входящих в объединение, различны и определяются с учетом конкретных условий работы ПАТО.
Ремонтные предприятия классифицируются на авторемонтные заводы, авторемонтные мастерские, базы централизованного ремонта агрегатов.
Обслуживающие предприятия классифицируются на: станции обслуживания, базы обслуживания, автозаправочные станции.
Автозаправочные станции являются предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, преимущественно топливом, а также маслами, пластичными смазками, водой, охлаждающей жидкостью, сжатым воздухом для шин. АЗС могут быть специализированы по роду автомобильного топлива - бензиновые, дизельные, газобаллонные, а также могут подразделяться на городские и дорожные. Величина (мощность) заправочных станций измеряется, максимальным суточным количеством заправок.
Станции технического обслуживания предназначены в основном для обслуживания автомобилей индивидуальных владельцев как в полном объеме ТО и ТР, так и отдельных их операций.
Рис. 3.1. Классификация предприятий автомобильного транспорта
Станции технического обслуживания подразделяются на городские и дорожные.
Городские СТОА предназначены для обслуживания постоянного парка легковых автомобилей населения.
Дорожные СТОА предназначены для оказания технической помощи автомобилям, находящимся в пути.
Городские СТОА подразделяются на комплексные, специализированные по видам работ и СТОА автозаводов.
Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть: универсальные, производящие обслуживание и ремонт нескольких моделей автомобилей, и специализированные по маркам автомобилей, производящие обслуживание и ремонт одной модели.
СТОА специализированные по видам работ выполняют отдельные виды работ по обслуживанию и ремонту. Они могут быть диагностические, кузовные, по ремонту приборов питания и электрооборудования, моечные, по ремонту и зарядке АКБ.
СТОА автозаводов - являются одним из видом городских комплексных СТОА. Помимо прямых функций, связанных с обслуживанием и ремонтом в гарантийном и послегарантийном периоде эксплуатации, обеспечивают автозаводы информацией о качестве выпускаемых автомобилей, а также являются центрами по производственно-техническому обучению персонала.
Городские СТОА в зависимости от числа рабочих постов и вида выполняемых работ подразделяются на малые, средние и большие.
Малые СТО (до 10 постов) выполняют следующие работы: уборочно-моечные, экспресс-диагностику, ТО, смазочные, шиномонтажные, электротехнические, по приборам системы питания, подзарядке аккумулятора, кузовные, медницкие, окраску кузова, ТР агрегатов, продажу запчастей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.
Средние СТО (11...30 постов) кроме перечисленных работ выполняют полную диагностику автомобиля и агрегатов, окраску всего автомобиля, ремонт аккумулятора, обойные работы, замену агрегатов, а также возможна продажа автомобилей.
Большие СТОА (более 30 постов) выполняют все виды ТО и ТР в полном объеме, а также на специализированных участках проводят капремонт агрегатов и узлов. Для диагностирования и ТО могут применяться поточные линии. Как правило, осуществляется и продажа автомобилей.
Дорожные СТОА различают: совмещаемые с автозаправочной станцией, не совмещаемые, мотели.
Развивается самообслуживание, принцип которого заключается в том, что владельцу автомобиля за определенную плату предоставляются на СТОА рабочее место и необходимые инструменты для выполнения работ по ТО и ТР автомобиля собственными силами, а также консультации специалистов. Такие СТОА могут быть как городские, так и дорожные.
Рис. 3.2. Классификация станций технического обслуживания автомобилей
Комментарии к этой статье