Технология ТО и ТР автомобиля - это совокупность методов изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности.
Технологический процесс - это совокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над автомобилем или агрегатом.
Совокупность технологических процессов ТО и ТР автомобилей представляет собой производственный процесс предприятия автомобильного транспорта.
Операция - законченная часть технологического процесса, выполняемая над автомобилем или его агрегатом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.
Переходом называется часть операции, характеризуемой неизменностью применяемого оборудования или инструмента.
Техническое обслуживание автомобиля содержит следующие виды работ: уборочно-моечные и обтирочные, контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, по системе питания двигателей, смазочно-очистительные, шинные, заправочные и контрольные работы после обслуживания.
Уборочно-моечные и обтирочные работы заключаются во внутренней уборке кабины автомобиля, платформы грузового автомобиля или внутреннего салона кузова легкового автомобиля и автобуса наружной мойке шасси и кузова автомобиля и протирке его наружных частей, стекол.
Контрольно-диагностические работы заключаются в контроле состояния или работоспособности агрегатов, механизмов, приборов, систем и автомобиля в целом по внешним признакам (выходным параметрам) без разборки или вскрытия механизмов.
Регулировочные работы включают регулировочные операции по восстановлению работоспособности агрегатов, механизмов и систем автомобиля с помощью предусмотренных в них регулировочных устройств, до уровня, требуемого правилами технической эксплуатации автомобиля или техническими условиями.
Крепежные работы состоят из проверки состояния резьбовых соединений деталей (болтов, шпилек, шплинтов) и крепления их (подтяжки), постановки крепежных деталей взамен утерянных и замены негодных.
Электротехнические работы заключаются в проверке внешнего состояния источников электроэнергии и потребителей электроэнергии: приборов системы зажигания, стартера, приборов освещения, сигнализации и контрольных измерительных приборов, очистки от пыли, грязи и следов окисления контактных соединений, устранения неисправностей.
Работы по системе питания двигателя включают проверку внешнего состояния приборов системы питания (карбюраторного, дизельного или инжекторного двигателей), герметичности трубопроводов, устранение неисправностей и регулировку по результатам диагностики.
Смазочно-очистительные работы включают периодическое пополнение и смену масла в картерах агрегатов, смазку подшипников и шарнирных соединений трансмиссии, ходовой части, рулевого управления и кузова, заправка автомобиля специальными жидкостями, очистка всех фильтров, замена фильтрующих элементов.
Шинные работы состоят из проверки внешнего состояния шин (покрышек) с целью установления необходимости ремонта, удаления из протектора покрышек застрявших острых предметов, проверки внутреннего давления и доведения его до необходимого. Кроме того, шинные работы при ТО могут включать перестановку и замену шин.
Контрольные работы после обслуживания состоят из проверки работы двигателя, действия тормозов, рулевого управления и других агрегатов и механизмов.
Заправочные работы включают заправку топливного бака автомобиля и пополнение жидкостью системы охлаждения двигателя.
Организация технологического процесса ТО и ТР автомобилей на АТП. Выход автомобилей на линию и возвращение в АТП производится на контрольно-техническом пункте (КТП). Кроме этого на КТП выполняются контрольно-диагностические работы: как перед выходом автомобилей на линию, так при возвращении на АТП, с целью определения их технического состояния. Автомобили, поступающие на ТО и ТР, должны иметь чистый внешний вид. Поэтому движение автомобилей на эти посты производится через посты уборочномоечных работ (УМР). Если число автомобилей, возвращающихся с линии в единицу времени, больше пропускной способности зоны УМР, то часть автомобилей после КПП поступает в зону хранения или зону ожидания. Эти автомобили проходят УМР по мере ее освобождения. После выполнения уборочно-моечных работ автомобили поступают в зону хранения, или на обслуживание и ремонт в зависимости от необходимости необходимого варианта технологических маршрутов.
Рассмотрим возможные маршруты движения автомобилей по постам ТО и ТР в зависимости от их технического состояния.
Маршрут 1. Выполнение комплекса работ ТО-1. Как правило, перед ТО-1 выполняются работы Д-1 (общая диагностика). Если посты Д-1 заняты, то движение автомобиля производится через зону ожидания. После выполнения работ по Д-1 автомобиль направляется на ТО-1. Если посты ТО-1 заняты, то движение автомобиля производится через зону ожидания. После выполнения комплекса работ по ТО-1 автомобиль направляется в зону хранения. Часть автомобилей, выборочно, для проверки качества выполнения работ ТО-1, направляется на инструментальный контроль (посты Д-1). Если посты Д-1 заняты, то через зону ожидания.
Рис. 4.1. Технологический процесс ТО и ТР автомобилей на АТП
Маршрут 2. Выполнение комплекса работ ТО-2. Перед ТО-2 за 1-2 дня выполняются работы Д-2 (углубленная диагностика). Если посты Д-2 заняты, то движение автомобиля производится через зону ожидания. После выполнения работ по Д-2 автомобиль направляется в зону хранения. Предварительное выполнение работ по Д-2 производится для подготовки к работам по ТР в случае обнаружения неисправностей. Через 1-2 дня после выполнения работ Д-2 (углубленная диагностика) автомобиль после УМР направляется на посты ТО-2. Если посты ТО-2 заняты, то движение автомобиля производится через зону ожидания. После выполнения комплекса работ по ТО-2 автомобиль направляется в зону хранения. Часть автомобилей, выборочно, для проверки качества выполнения работ ТО-2, направляется на инструментальный контроль на посты Д-1 или Д-2. Если посты диагностики заняты, то через зону ожидания.
Маршрут 3. Выполнение работ по ТР. После УМР автомобиль направляется на посты ТР. Если посты заняты, то движение автомобиля производится через зону ожидания. После выполнения работ по ТР автомобиль направляется в зону хранения. Часть автомобилей, выборочно, для проверки качества выполнения работ, направляется на инструментальный контроль на посты Д-1 или Д-2. Если посты диагностики заняты, то через зону ожидания.
Маршрут 4. Выполнение работ по ТР после диагностики. После УМР автомобиль направляется на посты Д-1 или Д-2. Если посты заняты, то движение автомобиля производится через зону ожидания. После диагностирования автомобиль направляется через зону ожидания на посты ТР. После выполнения работ по ТР автомобиль направляется в зону хранения. Часть автомобилей, выборочно, для проверки качества выполнения работ, направляется на инструментальный контроль на посты Д-1 или Д-2. Если посты диагностики заняты, то через зону ожидания.
Маршрут 5. Выполнение работ по ТР после диагностики и комплекса работ по ТО-1.
Маршрут 6. Выполнение работ по ТР после диагностики и комплекса работ по ТО-2.
Маршрут 7. При выполнении работ комплекса работ по ТО-1 обнаружены неисправности, в результате этого автомобиль необходимо направить в зону ТР.
Маршрут 8. При выполнении работ комплекса работ по ТО-2 обнаружены неисправности, в результате этого автомобиль необходимо направить в зону ТР.
Организация технологического процесса ТО и ТР автомобилей на СТОА
Рис. 4.2. Общая схема производственного процесса на СТОА
В основу организации технологического процесса СТОА положена единая функциональная схема. Автомобили, прибывшие на СТОА для проведения ТО и ТР, поступают мойку для проведения уборочно-моечных работ. Затем поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема работ и их стоимости. Автомобиль может поступать на участок приемки в случае его чистого внешнего вида. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок: или участок диагностики, или участок технического обслуживания, или участок текущего ремонта. В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно наряд - заказу, автомобиль поступает на автомобиле - место ожидания, а оттуда, по мере освобождения постов, направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на участок выдачи.
На участке выдачи производится приемка автомобиля его владельцем, после чего автомобиль покидает СТО.
Если на СТОА производится продажа автомобилей, то поступающие на СТОА автомобили (новые) направляются из зоны хранения на участок предпродажной подготовки, затем в зону хранения готовых автомобилей и в магазин. Автомобили, бывшие в употреблении, при выкупе их у граждан с целью дальнейшей их продажи поступают на мойку, на участок приемки (для оценки их стоимости), на участок предпродажной подготовки, в зону хранения и в магазин. В случае если автомобиль имеет неисправности, то с участка приемки автомобиль поступает для диагностики, обслуживания и ремонта на соответствующие участки, а затем через зону предпродажной подготовки в зону хранения и в магазин.
Рис. 4.3. Вариант №1. ТО в полном объеме
Кроме основных производственных участков ТО и ТР на СТОА предусмотрены специализированные на выполнение работ по ремонту: топливной аппаратуры, электрооборудования, аккумуляторов, агрегатов и другие, - вспомогательные, обеспечивающие работы основных участков, а также предусматриваются: компрессорная, маслораздаточная, склад масел, отдел главного механика, тепловой узел, склады: запчастей, материалов, инструментальная кладовая.
Учитывая право владельца автомобиля заказывать на СТОА выполнение работ любого вида или выборочного комплекса работ, составлены наиболее характерные варианты сочетания видов и комплексов работ по ТО и ТР автомобилей и их рациональной организации.
Автомобиль поступает в зону ТО, где в определенной последовательности согласно технологическим картам выполняются работы (крепежные, регулировочные по системе питания, по электрооборудованию, смазочные), предусмотренные объемы ТО-1 или ТО-2.
Рис. 4.4. Вариант №2. Выборочные работы ТО
Автомобиль поступает в зону ТО, где выполняются выборочные виды или комплекс работ, согласованных с заказчиком.
Автомобиль поступает в зону ТР и на автомобиле - места специализированных производственных участков, на кузовной и окрасочный участки. Из зоны ТР после диагностирования автомобиль поступает на ТО, которое проводится согласно технологическим картам.
В варианте №3 при ремонте автомобиля возможны несколько случаев:
1. Автомобиль поступает в зону ТР и на автомобиле - места специализированных производственных участков, на кузовной и окрасочный участки, после выполнения ремонта автомобиль поступает на диагностирование, а затем в зону ТО для выполнения полного комплекса работ.
2. Автомобиль поступает в зону ТР, после выполнения ремонта автомобиль поступает на диагностирование, а затем в зону ТО для выполнения полного комплекса работ.
Рис. 4.5. Вариант №3. ТО в полном объеме
3. Автомобиль поступает на автомобиле - места специализированных производственных участков, после выполнения ремонта автомобиль поступает на диагностирование, а затем в зону ТО для выполнения полного комплекса работ.
4. Автомобиль поступает в зону ТР и на автомобиле - места (посты ожидания) специализированных производственных участков, после выполнения ремонта автомобиль поступает на диагностирование, а затем в зону ТО для выполнения полного комплекса работ.
Рис. 4.6. Вариант №4. Выборочные работы ТО и ТР
5. Автомобиль поступает на кузовной и окрасочный участки, после выполнения ремонта автомобиль поступает на диагностирование, а затем в зону ТО для выполнения полного комплекса работ.
6. Автомобиль поступает в зону ТР и на кузовной и окрасочный участки, после выполнения ремонта автомобиль поступает на диагностирование, а затем в зону ТО для выполнения полного комплекса работ.
Автомобиль поступает в зону ТР, а затем после диагностирования в зону ТО для проведения выборочных комплексов работ из объема ТО, которые заказаны владельцем автомобиля.
Автомобиль поступает на участок диагностирования, затем в зону ТР, после которой в зону ТО, где оно проводится в полном объеме.
Автомобиль поступает на участок диагностирования, затем в зону ТР, после которой в зону ТО для выполнения заявочного комплекса работ.
Рис. 4.7. Вариант №5. ТО в полном объеме и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании
Рис. 4.8. Вариант №6. Выборочные работы ТО и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании
Рис. 4.9. Вариант №7. Работы ТР по заявке владельца
Автомобиль поступает на участок ТР, где согласно технологическим картам выполняются заявленные владельцем работы.
Рис. 4.10. Вариант №8. Работы ТР, необходимость проведения которых выявлена при диагностировании
После диагностирования и уточнения объема работ с заказчиком автомобиль поступает в зону ТР, где согласно технологическим картам выполняются необходимые виды работ.
Рис. 4.11. Схема расположения постов и участков типовой СТОА
Рабочий пост участка приемки с подъемником (4) предназначен для выполнения работ по определению общего технического состояния автомобиля и необходимого объема ТО и ремонта. Диагностика автомобилей выполняется на постах, оснащенных стендом для проверки тормозов (2), оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес (3), мощностным стендом для проверки двигателя, его систем, приборов освещения и сигнализации (1). Рабочие посты ТО оснащены подъемниками (4) для выполнения крепежных и регулировочных работ, а также рабочими напольными постами (5) ТО для выполнения работ по приборам системы питания и электрооборудованию. Посты смазки и посты ТР также оснащены постами с подъемниками (4) и напольными постами (5). Кузовной и окрасочный участки оснащены напольными (5) постами и постами с опрокидывателями (6). Участок мойки оснащен моечной установкой (7) и установкой для обдува и сушки автомобилей (8).
Комментарии к этой статье