Достижение поставленной задачи во многом зависит от совершенствования технической эксплуатации автомобилей, являющейся подсистемой автомобильного транспорта.
На современном этапе развития общества, перед автомобильным транспортом ставятся проблемы повышения эксплуатационной надежности автомобилей, снижения затрат на их содержание и уменьшения загрязнения окружающей среды в процессе их эксплуатации. Решение этих проблем с одной стороны обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска современных автомобилей с большой надежностью и технологичностью, с другой стороны - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей, использованием современных достижений науки и техники при разработке средств и методов технического обслуживания (ТО) и ремонта автомобилей (РА).
С ростом скорости и интенсивности движения, мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей требования к их надежности и экологичности становятся наиболее актуальными.
В последние годы наблюдается тенденция к усложнению конструкции автомобилей (в результате установки дополнительных агрегатов, механизмов и устройств), благоприятно влияющих на производительность, комфортабельность, безопасность, экономичность и другие свойства, но одновременно значительно увеличивающие расходы на их техническое обслуживание и ремонт. Наблюдаемое резкое увеличение числа старых иностранных автомобилей усложняет эти проблемы еще в большей степени.
Из тенденций, оказывающих положительное влияние на техническую эксплуатацию автомобилей, необходимо отметить следующие: повышение ресурса автомобилей до первого капитального ремонта в результате совершенствования конструкции автомобилей и использования при их изготовлении современных технологий и материалов, улучшение условий эксплуатации, расширение дорожного строительства и значительное улучшение качества и долговечности дорожного покрытия, расширение сети автозаправочных станций и станций сервисного обслуживания автомобилей.
Реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании (в частности, эксплуатационной надежности), снижение затрат на содержание, ТО и ремонт, уменьшение соответствующих простоев, обеспечивающие повышение производительности перевозок, при одновременном снижении их себестоимости - основные задачи технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Для их решения необходимо изучение закономерностей изменения технического состояния автомобиля (агрегата, узла, механизма под влиянием различных факторов) в процессе его эксплуатации. Знание этих закономерностей обусловливает разработку и применение научно обоснованных методов поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, т. е. управления их работоспособностью. Эти методы базируются на использовании математической статистики, теории вероятности, теории надежности, диагностики и других дисциплин.
Существенное значение для решения проблемы управления техническим состоянием автомобиля имеет планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава, регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию автомобиля в технически исправном состоянии.
Главной задачей ТЭА является раскрытие закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации и изучение методов и средств, направленных на поддержание автомобилей в исправном состоянии.
Техническая эксплуатация автомобилей как наука определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием автомобильного парка с целью обеспечения регулярности и безопасности перевозок при наиболее полкой реализации технических возможностей конструкции и обеспечения заданных уровней эксплуатационной надежности автомобиля, оптимизации материальных и трудовых затрат, сведения к минимуму отрицательного влияния технического состояния автомобилей на персонал, население и окружающую среду.
Техническая эксплуатация автомобиля как область практической деятельности - это комплекс технических, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобильного парка в исправном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов. Эффективность технической эксплуатации автомобилей обеспечивает инженерно-техническая служба (ИТС) - подразделения предприятий и организаций автомобильного транспорта, занимающиеся управлением техническим состоянием подвижного состава.
Техническая эксплуатация автомобилей является важнейшей подсистемой автомобильного транспорта.
Эффективность технической эксплуатации автомобиля зависит от качества и надежности изделий. Под качеством понимается совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля (агрегата, механизма, узла) к выполнению заданных функций при использовании по назначению.
К основным технико-эксплуатационным свойствам автомобиля, которые закладываются при проектировании и производстве, относятся: грузоподъемность или вместимость, динамичность, топливная экономичность, комфортабельность, безопасность, производительность, надежность и др. Качество складывается из нескольких свойств. Каждое свойство изделия характеризуется параметрами (одним или несколькими) или физическими величинами, определяющими его функционирование, которые могут принимать различные количественные значения, называемые показателями. Например, одним из параметров долговечности автомобиля является ресурс до капитального ремонта, составляющий для автомобиля ЗИЛ-130 - 300 тыс. км (показатель). Параметр производительности грузового автомобиля выражается показателем количества выполненных тонно-километров или перевезенных тонн за год (месяц, смену). Часть из показателей перечисленных свойств автомобиля, например, номинальная грузоподъемность и вместимость, остаются практически неизменными в течение всего периода эксплуатации.
Однако показатели большинства свойств, определяющих качество автомобилей, например, экономичность, безопасность, динамичность, производительность, комфортабельность и ряд других, изменяются в процессе работы (старения) автомобилей. Эти свойства можно поддерживать и восстанавливать, т. е. управлять ими.
Комментарии к этой статье