где t - нормативная трудоемкость ТР; К1 - коэффициент, корректирующий трудоемкость по условиям эксплуатации; К2 - коэффициент, корректирующий трудоемкость по модификации подвижного состава; К3 - коэффициент, корректирующий трудоемкость по климатическим районам; К4 - коэффициент, корректирующего трудоемкость по пробегу автомобилей с начала эксплуатации; К'5 - коэффициент, корректирующего трудоемкость по числу технологически совместимого подвижного состава; К"5 - коэффициент, корректирующего трудоемкость по способу хранения подвижного состава.
Согласно «Положению о ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта» пробег автомобилей с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР равен:
Таблица 3.2. Величина пробега автомобилей с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР
№ п/п | Пробег автомобиля | Грузовые автомобили | Автобусы | Легковые автомобили |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | до 0, 25 LКР | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
2 | (0,25...0,50) LКР | 0,7 | 0,8 | 0,7 |
3 | (0,50...0,75) LКР | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
4 | (0,75...1,00) LКР | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
5 | (1,00...1,25) LКР | 1,3 | 1,4 | 1,5 |
6 | (1,25...1,50) LКР | 1,4 | 1,5 | 1,6 |
7 | (1,50...1,75) LКР | 1,6 | 1,8 | 2,0 |
8 | (1,75...2,00) LКР | 1,9 | 2,1 | 2,2 |
9 | свыше 2,00 LКР | 2,1 | 2,5 | 2,5 |
При эксплуатации одной марки автомобилей в одинаковых условиях наблюдается закономерность в необходимости замены или ремонта отдельных деталей или узлов с целью предупреждения отказов при работе автомобилей на линии. Периодичность таких работ устанавливают заранее, и выполняется такой ТР в планово-предупредительном порядке, а ремонт называется планово-предупредительным.
Характерные работы планово-предупредительного ремонта:
- работы, влияющие на безопасность движения;
- работы, наиболее часто возникающие в данных условиях.
Часть операций малой трудоемкости, выполняемых совместно с ТО-1 или с ТО-2, называется сопутствующим текущим ремонтом. Объем выполняемых при этом работ, в зависимости от выбранного метода, составляет:
- для поточного метода (15.. .20)% от объема работ ТО-1 или ТО-2;
- для тупикового - 30% от объема работ ТО-1 или ТО-2.
При эксплуатации автомобилей в тяжелых дорожных условиях в виде исключения допускается производство среднего ремонта (СР) автомобилей, заключающегося в:
- замене двигателя, требующего капитального ремонта;
- углубленной диагностике технического состояния автомобиля;
- устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей;
- окраске кузова;
- других работах, необходимых для восстановления эксплуатационных качеств автомобиля.
Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности агрегатов с обеспечением гарантированного пробега при условии соблюдения правил эксплуатации.
Он предусматривает полную разборку объекта ремонта, дефектовку, восстановление или замену составных частей с последующей сборкой, регулировкой и испытанием.
Различают следующие способы выполнения работ по ТО и ТР автомобилей: ручной, механизировано-ручной и механизированный.
Ручной способ заключается в использовании простейших орудий труда, а также приспособлений и устройств, съемников, домкратов, кранов и другого оборудования, не имеющего привода от специального источника энергии.
Механизировано-ручной способ заключается в механизировании наиболее трудоемких операций с сохранением значительной доли ручного труда. Причем работник осуществляет доставку инструмента к месту выполнения операций, его наладку и подключение. Примером механизированного инструмента могут служить установки для ручной (шланговой) мойки автомобилей.
Механизированный способ заключается в использовании металлообрабатывающих станков, кузнечно-прессового оборудования, конвейеров для перемещения автомобилей, электроталей, кран-балок и кран-штабелеров, механизированных подъемников для вывешивания автомобилей, диагностических стендов и другого оборудования.
На автомобильном транспорте получили распространение три метода организации производства: специализированных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый.
Метод специализированных бригад предусматривает закрепление всех работ ТО и ТР автомобилей за определенными бригадами рабочих. Применение этой прогрессивной формы организации труда возможно лишь при достаточно интенсивном поступлении автомобилей на автопредприятие, необходимом для обеспечения полной загрузки рабочих, и при наличии специализированных постов для проведения ТО и ремонта автомобилей. На крупных автопредприятиях с поточными линиями ТО и зоной ТР создаются специализированные бригады, в остальных случаях - комплексные бригады.
Метод комплексных бригад заключается в выполнении каждой бригадой всего комплекса работ ТО и ТР автомобилей. Бригады укомплектовывают исполнителями различных специальностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ. Преимуществом комплексных бригад является их полная ответственность за качество работ. Наличие в бригаде рабочих всех специальностей позволяет оперативно корректировать выполнение различных работ по времени. Бригадир может переводить рабочих, занятых на ТО, на ремонт автомобилей и наоборот. Однако комплексная бригада требует более высокой квалификации рабочих, а производительность труда рабочих в этой бригаде, как правило, ниже, чем в специализированной.
Агрегатно-участковый метод состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между специализированными производственными участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы. Эти участки являются основными звеньями производства. Каждый из производственных участков выполняет работы по всем видам ТО и ТР одного или нескольких агрегатов, узлов, систем, механизмов, приборов. При таком методе организации устанавливается четкая ответственность за качество выполненных работ. Высокая специализация позволяет эффективно применять высокопроизводительное оборудование, механизировать и автоматизировать работы и на этой основе повышать их качество. Недостатком метода - трудность маневрирования автомобиля по специализированным постам, что ведет к излишним затратам времени.
При выполнении текущего ремонта используются следующие способы: агрегатный, индивидуальный и комбинированный.
Агрегатный метод заключается в замене неисправных агрегатов, узлов или деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, или новыми, что сокращает время простоя автомобилей.
Индивидуальный метод предусматривает установку агрегатов после ремонта на тот же автомобиль.
Комбинированный метод, (применяется на СТОА), заключается в замене неисправных агрегатов, узлов или деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, или новыми. При повторном заезде заменяется на ранее снятые с этого автомобиля и отремонтированный в договорный срок, согласованный с владельцем и за соответствующую плату.
Для выполнения ТО и ТР на автопредприятиях применяются следующие методы организации работ рабочих постов: метод универсальных постов и метод специализированных постов.
Метод универсальных постов предусматривает выполнение всех работ данного вида ТО одной бригадой рабочих всех специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации. Универсальные посты могут быть тупиковые и проездные. Преимуществом организации работ на универсальных постах является возможность проведения на них различного объема работ, а недостатком - увеличение общего времени на обслуживание автомобиля и многократное дублирование одинакового оборудования. При наличии нескольких универсальных параллельно расположенных постов работы могут выполняться специализированными бригадами, которые после выполнения своей работы на одном посту переходят на другой.
Универсальные посты могут быть тупиковыми и проездными.
Тупиковый пост - это пост, установка и съезд автомобиля на который производится с одной стороны. Например, пост для проверки тормозной системы автомобиля, оборудованный стендом с тормозными барабанами.
Проездной пост - это пост, после въезда на который автомобиль продолжает двигаться в первоначальном направлении. Например, посты мойки.
Метод специализированных постов заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределение его по нескольким постам. Посты оснащены специализированным оборудованием, а рабочие на них специализируются соответственно с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. Специализированные посты могут быть организованы поточным или операционно-постовым методом.
Рис. 3.7. Общий вид постов: а - универсальный тупиковый; б - универсальный проездной; в - специализированные поточные; г - специализированные тупиковые с применением операционно-постового метода
При поточном методе организации работы каждого вида обслуживания проводят на нескольких последовательно расположенных постах, за каждым из которых закрепляют специализированные рабочие места для выполнения определенных операций. Совокупность постов составляет поточную линию обслуживания. Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для полной загрузки поточной линии, операции обслуживания четко распределяются исполнителям, работы широко механизируются, имеются надлежащая материально-техническая база и резервный пост или скользящие исполнители для оперативной корректировки ритма или синхронизации загрузки постов. В этом случае производительность труда повышается до 20%.
При операционно-постовом методе обслуживания автомобилей объем работ каждого вида обслуживания распределяется по нескольким постам. После обслуживания на одном посту автомобиль перемещается на другой пост. Время пребывания на каждом посту обслуживания должно быть одинаковым. Организация работ операционно-постовым методом позволяет специализировать оборудование, механизировать технологический процесс и этим повысить качество работ и производительность труда. Однако при этом неизбежны потери времени на многократные установки и съезды автомобилей с постов, загрязнение атмосферы помещения отработавшими газами.
Комментарии к этой статье