Назначение технологического процесса - поддержание на заданном уровне технического состояния автомобиля.
Место выполнения - рабочее место или рабочий пост.
Рабочее место - это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная технологическим оборудованием, инструментом, приспособлениями, расположенным в определенном порядке, для выполнения конкретной работы.
Рабочий пост - это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест для проведения ТО или ТР.
Рабочее место должно отвечать требованиям: технико-экономическими, эргономическими, по уровню механизации технологических процессов, по организации труда, по охране труда и технике безопасности (вентиляция, уровень освещенности, уровень шума, состояние интерьера, противопожарная безопасность).
Рис. 5.1. Классификация рабочих постов
По назначению посты оснащаются для зон ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, малярного, жестяницкого, сварочного участка.
По объему выполняемых работ - широкоуниверсальные, универсальные, специализированные, специальные.
Пост считается широкоуниверсальным, если число разнородных операций, выполняемых на нем с использованием универсального оборудования, превышает 200 наименований.
Пост считается универсальным, если число разнородных операций, выполняемых на нем с использованием универсального оборудования, составляет 100... аименований.
На специализированных постах выполняется 20...50 технологически однородных операций.
На специальных постах выполняется менее 20 операций, выполняемых с использованием узкоспециализированного технологического оборудования и оснастки, с применением микропроцессорной техники и робототехнических систем.
По типу обслуживаемого подвижного состава - посты для обслуживания легковых, грузовых автомобилей, автобусов или смешанные посты.
По маркам и моделям обслуживаемых автомобилей.
По оснащению осмотровым и подъемно-транспортным оборудованием -без оборудования, с осмотровыми канавами, с подъемниками.
По размещению автомобиля - параллельные и последовательные.
Посты с последовательным размещением автомобиля могут быть: с продольным, поперечным или круговым размещением автомобилей; с самостоятельным перемещением автомобилей или при помощи конвейера.
Посты с параллельным размещением автомобиля могут быть:
- по способу заезда: проездные или тупиковые;
- по расположению: одно- или двухсторонние;
- по углу расположения: прямоугольное, косоугольное, смешанное расположение;
- по наличию проезда: с проездом или без проезда.
Рис. 5.2. Схемы последовательного размещения постов: а - продольное, б - поперечное, в - круговое
Рис. 5.3. Схемы параллельного размещения постов: а - одностороннее расположение, б - двухстороннее прямоугольное расположение, в - двухстороннее косоугольное расположение, г - двухстороннее смешанное расположение
Рис. 5.4. Схема постов: а - проездной, б - тупиковый, в - одностороннее расположение постов без проезда, г - двухстороннее расположение постов с проездом
Технологическое оборудование подразделяется на четыре группы:
- Первая группа включает оборудование и устройства, обеспечивающие при ТО и ТР удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля.
- Вторая группа включает оборудование для подъема и перемещения агрегатов, узлов и механизмов автомобиля.
- Третья группа - специализированное оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТО: уборочно-моечных, крепежных, смазочных, диагностических, регулировочных и заправочных.
- Четвертая группа - специализированное оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТР: разборочно-сборочное, слесарно-механическое, кузнечное, сварочное, медницкое, кузовное и другое.
Первая группа оборудования
Универсальным осмотровым устройством, обеспечивающим одновременный фронт работ снизу, сбоку и сверху, являются осмотровые канавы. Длина канавы должна быть больше длины автомобиля на 0,5... 0,8 м, а глубина для легковых автомобилей 1,4...1,5 м, а для грузовых автомобилей и автобусов 1,2...1,3 м. Канавы должны иметь вход с лестницами, располагаемыми за пределами рабочей зоны канавы. На пол канавы для предупреждения простудных заболеваний необходимо устанавливать деревянные настилы. Для безопасного заезда автомобиля канавы сбоку обрамляются направляющими ребордами, а с торца (со стороны заезда) - отбойником, выравнивающим направление колес. Высота реборды не более 15 см. Для фиксации конечного положения автомобиля при его перемещении вдоль тупиковой канавы со стороны открытой траншеи делают упоры. Ширина узких канав не более 0,9 м при железобетонных ребордах и 1,1 м при металлических. Боковые канавы выполняются глубиной 0,8.0,9 м при ширине не менее 0,6 м. Широкие канавы имеют ширину 2,5...3,0 м. Узкие канавы занимают относительно небольшую площадь и являются наиболее простыми осмотровыми устройствами.
Работы на них проводят одновременно со всех сторон автомобиля, однако доступ к нижним частям сбоку автомобиля затруднен. В таких канавах трудно обеспечить хорошие условия труда. Широкие канавы обеспечивают удобный подход не только ко всем узлам снизу, но и к низкорасположенным узлам и деталям сбоку автомобиля. При этом увеличивается количество рабочих мест для работ снизу, и улучшаются условия труда. Однако при этом затруднен подход к автомобилю сверху, что требует перекрытия части канавы мостками, применение которых создает повышенные требования к технике безопасности. Следует отметить также, что рабочие посты с широкими канавами занимают большие площади помещения, чем при применении других видов осмотрового оборудования. Автомобили устанавливают на канавы либо на колесах, либо с вывешенными колесами. При постановке автомобиля на рабочий пост на колесах канавы для безопасности заезда и съезда обрамляются боковыми направляющими для колес, которые называются ребордами. Реборды выполняют высотой 150 мм из железобетона или металла. На широких канавах для этой цели создают колейный мост из металла или железобетона, снабженный ребордами. Для установки автомобиля на пост с вывешенными колесами применяют под каждый из мостов автомобиля специальные тележки, которые могут перекатываться по рельсам вдоль механизированной канавы. Реборды в этом случае отсутствуют, а направляющими служат рельсы. Наиболее универсальными являются узкие канавы шириной 0,9...1,1 м с внутренними ребордами, на них можно устанавливать практически все автомобили, кроме малолитражных. При установке автомобилей на узкие и широкие канавы с вывешенными колесами улучшается подход к агрегатам, расположенным около колес, особенно на широких канавах, уменьшается суммарное время на подготовительно-заключительные операции. Универсальность канав по видам работ при такой механизации несколько снижается, так как вывешивание колес автомобиля усложняет работы по замене рессор и мостов.
Рис. 5.5. Общее устройство осмотровой канавы: 1 - ступени входа; 2 - направляющая подъемника; 3 - подъемник пневматический; 4 - ниши; 5 - отбойник; 6 - реборда; 7 - воронка для слива масла; 8 -подъемник механический; 9 - настил деревянный
Входы в канавы располагают вне рабочей зоны, не на пути движения автомобиля и оснащают ступенчатыми лестницами (одна лестница шириной 0,7 м на пять канав и на каждые следующие 10 канав по лестнице). Проездные канавы должны иметь входы через туннели; тупиковые канавы, расположенные рядом, часто соединяют открытой траншеей. Ширина туннеля и траншеи должна быть не менее 1 м; высота туннеля от пола до перекрытия - не менее 1,8 м. Тупиковые, рядом расположенные канавы в отдельных случаях рационально выполнять с использованием общего подвального помещения. Подвальное помещение оснащают колейными мостами, которые при помощи настила преобразуют в межколейную канаву.
Рис. 5.6. Классификация осмотровых канав
Длина канавы должна быть больше длины автомобиля на 0,5...0,8 м, а глубина для легковых автомобилей 1,4...1,5 м, а для грузовых автомобилей и автобусов 1,2...1,3 м. Канавы должны иметь вход с лестницами, располагаемыми за пределами рабочей зоны канавы. Для безопасного заезда автомобиля канавы сбоку обрамляются направляющими ребордами, а с торца (со стороны заезда) -отбойником, выравнивающим направление колес. Для фиксации конечного положения автомобиля при его перемещении вдоль тупиковой канавы со стороны открытой траншеи делают упоры. Ширина узких канав не более 0,9 м при железобетонных ребордах и 1,1 м при металлических. Боковые канавы выполняются глубиной 0,8...0,9 м при ширине не менее 0,6 м. Широкие канавы имеют ширину 2,5...3,0 м. Узкие канавы занимают относительно небольшую площадь и являются наиболее простыми осмотровыми устройствами.
Эстакады представляют собой колейные мосты, расположенные на высоте 0,7...1,4 м с наклонными рампами - направляющими для въезда и съезда автомобиля, имеющих угол 20...25°.
Рис. 5.7. Общий вид деревянной эстакады тупикового типа: 1 - рампа; 2 - стойка; 3 - реборда; 4 - колейный мост; 5 - упор
Применение эстакад улучшает по сравнению с канавами санитарно-гигиенические условия труда снизу автомобиля. Эстакадами заменяют канавы различных типов там, где невозможно или нерационально размещать рабочие места ниже уровня пола: при высоком уровне грунтовых вод, на межэтажных перекрытиях, на открытых площадках. Простота монтажа эстакад обеспечивает возможность их использования в составе передвижных средств ремонта. В целях уменьшения длины рамп снижают высоту эстакады до 0,7...0,8 м, а под ней размещают неглубокую канаву. Такое устройство называют полуэстакадой. В отдельных случаях для постановки на эстакаду легковых автомобилей используют специальные подъемники. Эстакады для обслуживания автомобилей применяют на проездных и тупиковых постах, а для автопоездов - только на проездных постах. Некоторые эстакады оснащают мостками для работы сбоку и сверху автомобиля.
Рис. 5.8. Классификация эстакад
Подъемники применяют на тупиковых и проездных параллельных, универсальных и специализированных постах ТО и ТР. Компоновка таких постов в поточные линии неудобна. Опрокидыватели используют только на специализированных постах для работ снизу автомобиля (сварка, окраска) на крупных АТП и СТОА.
В зависимости от назначения рабочего поста и конструкции автомобиля используют подъемники с различными опорными устройствами: под колеса, под мосты или под кузов. Конструкция опорного устройства оказывает также влияние на удобство подхода к нижним частям автомобиля. В настоящее время применяют подъемники разной конструкции. Одни подъемники требуют размещения их узлов ниже уровня пола, и эти подъемники можно размещать только на первом этаже. Другие устанавливают на полу с креплением или на колесах. Такие подъемники можно размещать на межэтажных перекрытиях; с ними легко проводить при необходимости перепланировку зон рабочих постов.
Рис. 5.9. Классификация подъемников
Конструкция и работа одноплунжерного гидроподъемника
Общее устройство одноплунжерного гидроподъемника представлено на рис. 5.10. При работе электродвигателя (4), при включении рычага крана управления (7) в положение «Подъем», масляный насос (3) перекачивает масло из резервуара (2) через дроссельный клапан (8) в гидроцилиндр (1).
За счет давления, создаваемого в гидроцилиндре его плунжер с рамкой, на которой установлен автомобиль, начинает перемещаться вверх. При перемещении рычага крана управления в положение «Опускание» за счет веса масло из полости гидроцилиндра перемещается снова в резервуар.
Регулирование скорости опускания производится рычагом дроссельного клапана.
Рис. 5.10. Схема одноплунжерного гидравлического подъемника: 1 - гидроцилиндр с плунжером; 2 - резервуар с маслом; 3 - насос масляный; 4 - электродвигатель; 5 - манометр; 6 - перепускной клапан; 7 - кран управления; 8 - дроссельный клапан
Рис. 5.11. Классификация гаражных домкратов
Рис. 5.12. Конструкция гаражного гидравлического домкрата
Вторая группа оборудования
Передвижной кран - это подъемно-транспортное устройство, предназначено для снятия и установки двигателей автомобиля, его узлов и агрегатов, а также для подъема и перемещения различных грузов на небольшие расстояния.
Рис. 5.13. Классификация передвижных кранов
Рис. 5.14. Общий вид передвижного крана: 1 - колесо неуправляемое; 2 - рама; 3 - колесо управляемое; 4 - стойка; 5 - рычаг управления подъемом и опусканием стрелы с насосом (насос находится внутри стойки; 6 - фиксатор рычага; 7 - силовой цилиндр; 8 - стрела в сборе; 9 - выдвижная часть стрелы; 10 - крюк
Принцип работы гидрокрана (рис. 5.14) довольно прост. Совершая маятниковые движения рычагом (5), приводится в действие плунжерный насос, который перекачивает масло из резервуара в объем силового цилиндра (7). При этом плунжер цилиндра перемещаясь, производит изменение положения стрелы, которая относительно пальца поворачивается против часовой стрелки, крюк при этом совершает движение вверх. Выдвижная часть стрелы имеет четыре положения, фиксирование ее производится пальцем.
Электротельферы, (монорельсы, электротали)- это подъемно-транспортные устройства, подвешенные к монорельсу, позволяют производить подъем агрегатов, узлов, а также перемещать их по горизонтали.
Рис. 5.15. Классификация электротельферов
Рис. 5.16. Конструкция электротельфера с электромеханическим перемещением по монорельсу: 1 - крюк; 2 - трос; 3 - барабан с тормозом; 4 - двигатель с редуктором для перемещения тельфера по монорельсу; 5 - монорельс; 6 - двигатель с редуктором для вертикального перемещения груза; 7 - пульт управления
Кран-балки - это подъемно-транспортные устройства, позволяющие производить подъем агрегатов, узлов, а также перемещать их по горизонтали в двух плоскостях, перекрывая площадь производственного участка.
Рис. 5.17. Классификация кран-балок
Рис. 5.18. Общий вид кран-балки опорного типа. Балка опирается ходовыми колесами на рельсы, которые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка.
Рис. 5.19. Общий вид кран-балки подвесного типа. Кран-балки называются подвесными, если ходовые колеса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок.
Рис. 5.20. Общий вид козлового крана
Рис. 5.21. Общий вид консольного крана
Грузовые тележки служат для горизонтального перемещения грузов внутри производственного помещения. Кроме того тележки могут быть оборудованы дополнительными элементами для снятия или установки агрегатов на автомобиль с последующей их транспортировкой. Тележки могут также выполнять только специальные функции, например, транспортировка кузова легкового автомобиля без переднего моста.
Конвейеры предназначены для перемещения автомобилей с поста на пост при поточном методе обслуживании или ремонта.
Рис. 5.22. Классификация конвейеров
Электро-, автопогрузчики предназначены для перемещения грузов, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.
Перемещение в вертикальной плоскости производится при помощи навесного гидравлического оборудования погрузчика, перемещение в горизонтальной плоскости производится за счет движения и маневрирования погрузчика. Широкое применение нашли в складском хозяйстве. По конструкции силового агрегата подразделяются на:
- погрузчики с электродвигателем;
- погрузчики с двигателем внутреннего сгорания: карбюраторным, дизельным, работающим на газовом топливе.
Рис. 5.23. Схема конвейера: 1 - электродвигатель; 2 - соединительная муфта; 3 - редуктор; 4 - ведущая звезда; 5 - ведомая звезда; I - приводная станция; II - тяговый орган (цепь), III - направляющие, IV - натяжная станция
Рис. 5.24. Общий вид вилочного погрузчика
Комментарии к этой статье