Рис. 5.25. Варианты технологического процесса ТО автомобилей.
Рис. 5.26. Факторы, определяющие выбор метода организации процесса ТО-1 и ТО-2
Применение поточного метода целесообразно при суточной программе:
- для ТО-1 - свыше (11...13) обслуживаний;
- для ТО-2 - свыше 3 обслуживаний.
При суточной программе ТО-2 (3...12) обслуживаний рекомендуется применение унифицированных поточных линий (использование одной линии в разные смены для ТО-1 и ТО-2).
При суточной программе ТО-2 более 12 обслуживаний целесообразно применение специализированной линии.
Для поточного метода целесообразно применение одномарочного подвижного состава, так как подвижной состав имеет одинаковую конструкцию узлов и механизмов, а соответственно трудоемкость, перечень и последовательность выполнения операций при обслуживании будет одинакова, и не будет происходить сбоев в синхронизации потока.
Но в тоже время при достаточной производственной программе по каждому виду подвижного состава возможно применение поточного метода, при условии обслуживания разномарочного состава на отдельных линиях или на одной линии, но в разные смены.
Необходимым условием ритмичной и эффективной работы поточной линии является одинаковая продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту, то есть при равенстве тактов постов между собой и такту линии, что выполнимо при одинаковом содержании и трудоемкости работ по обслуживанию.
При ограничении времени на проведение ТО целесообразно применение поточного метода, обладающего большей производительностью и сокращением трудоемкостей за счет специализации постов, рабочих мест и исполнителей, снижения квалификации рабочих.
При больших величинах трудоемкостей отдельных операций и процесса обслуживания в целом целесообразно, как было сказано ранее, применять поточный метод, повышающий производительность труда и сокращающий за счет специализации и механизации трудоемкость работ.
Неритмичная работа автомобилей на линии, неопределенность времени возвращения автомобилей с линии является предпосылкой нецелесообразности применения поточного метода ТО на предприятии.
При обслуживании крупногабаритных автомобилей и автопоездов требуются большие площади для их маневрирования. Поэтому даже при небольшом парке таких автомобилей ТО-1 целесообразно проводить поточным методом.
Несинхронность работы линии может приводить к значительным потерям рабочего времени и снижению эффективности поточного производства, которая в решающей мере зависит:
- от уровня организации, квалификации и трудовой активности специалистов;
- пробега автомобилей с начала эксплуатации;
- условий работы автомобилей;
- объема сопутствующих ремонтов и операций, выполняемых по потребности.
Для организации работы постов используются: операционно-технологические карты и постовые технологические карты.
Операционно-технологические карты представляют собой перечень операций обслуживания, составленной в определенной технологической последовательности, по агрегатам, узлам и системам автомобиля.
Постовые технологические карты составляют на перечень работ, выполняемых на данном посту, на каждое рабочее место.
Для координации работ нескольких постов используются: карты-схемы и карта на рабочее место.
Карта-схема содержит данные по наименованию работ, выполняемых на постах, количество исполнителей, их специальность и занимаемое рабочее место, общую трудоемкость работ на посту и по каждому исполнителю и номера операций, закрепленных за ними.
Карта на рабочее место включает перечень операций в их технологической последовательности, выполняемых данным рабочим, наименование инструмента и оборудования, место выполнения, число одноименных мест обслуживания, норму времени и технические условия.
Первый тип линии на 11.16 об-служиваний в смену или для АТП, имеющего 180.220 автомобилей
Второй тип линии на 15.24 об-служиваний в смену или для АТП, имеющего 240.350 автомобилей.
Второй вариант первого типа линии на 22.32 обслуживания в смену или для АТП, имеющего 360.440 автомобилей.
Второй вариант второго типа линии на 22.32 обслуживания в смену или для АТП, имеющего 360.440 автомобилей.
Рис. 5.27. Типажи поточных линий ТО-1 грузовых автомобилей
Рис. 5.28. Варианты организации ТО-2 на АТП
Комментарии к этой статье