Техническая диагностика как научная дисциплина исходит из основного положения, что любой автомобиль (механизм) может быть в двух состояниях: исправном или неисправном. Автомобиль (механизм) исправен, если он соответствует всем предъявляемым к нему требованиям, то есть все его параметры находятся в некоторых в пределах, заданных конструкцией или техническими условиями. Автомобиль (механизм) неисправен, если его параметры имеют выход из заданных пределов. Исправный автомобиль всегда работоспособен, неисправный может быть как работоспособен, так и неработоспособен.
Под диагностикой автомобиля понимается определение его технического состояния без разборки с целью выявления неисправностей, причин их возникновения и установление безотказного срока службы (прогнозирование).
Задачи диагностирования: поддерживание на высоком уровне надежности подвижного состава; повышение долговечности техники; уменьшение расходов запасных частей; уменьшение расходов эксплуатационных материалов.
Рис. 2.1. Структура разновидностей систем диагностирования
Диагностика обеспечивает систему ТО и ТР автомобилей индивидуальной информацией об их техническом состоянии и, следовательно, является элементом этой системы. Диагностирование автомобиля (агрегата) осуществляется согласно алгоритму, установленному технической документацией. Комплекс, включающий объект, средства и алгоритмы, образуют систему диагностирования.
Объект системы диагностирования характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования. В свою очередь, необходимость диагностирования автомобиля определяется закономерностями изменения его технического состояния и затратами на поддержание работоспособности. Возможности диагностирования обусловлены наличием внешних признаков, позволяющих определить неисправность автомобиля без его разборки, а также доступностью измерения этих признаков.
Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды. Они делятся на внешние (отдельные) и встроенные, являющиеся составной частью автомобиля. Внешние средства подразделяются на переносные, передвижные и стационарные. Встроенные средства включают в себя входящие в конструкцию, автомобиля датчики и приборы (электронно-вычислительные приборы, блоки питания, индикацию) для обработки диагностических сигналов (усиления, сравнения с нормативами) и непрерывного или достаточно частого измерения параметров технического состояния автомобиля. Более сложные средства встроенного диагностирования позволяют водителю постоянно контролировать состояние тормозов, расход топлива, токсичность отработавших газов, а также выбирать наиболее экономичные и безопасные режимы работы автомобиля или своевременно прекращать движение при аварийной ситуации. Кроме того, наличие таких средств дает возможность водителю своевременно устранять мелкие неисправности приборов системы питания и зажигания непосредственно на линии.
Существуют диагностические средства смешанного типа, представляющие собой комбинацию встроенных и внешних средств. В этих комплексах используют встроенные датчики с выводами диагностического сигнала к центральному разъему и внешние средства для снятия электрических сигналов, их измерения, обработки и индикации полученной информации. Простейшие средства встроенного диагностирования реализуются в виде традиционной панели приборов автомобиля.
При диагностировании используют не только измерительные технические средства, но и субъективные возможности человека, его органы чувств, опыт, навыки. В простейших случаях используют субъективное диагностирование, а в сложных - объективное.
Алгоритм - это совокупность последовательных действий, установленных технической документацией.
Системы диагностирования делятся на функциональные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовые, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различают системы универсальные, предназначенные для нескольких различных диагностических процессов, и специальные, обеспечивающие только один диагностический процесс.
Диагностические системы могут быть общие, когда объектом является изделие в целом, а назначением - определение его состояния на уровне «годно -негодно» и локальные - для диагностирования составных частей объекта (агрегатов, систем, механизмов). Кроме того, диагностические средства могут быть ручными или автоматизированными (автоматическими).
Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта: перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при помощи встроенных на автомобиле диагностических средств, в процессе его эксплуатации.
Комментарии к этой статье