Если первая группа методов позволяет оценить работоспособность и эксплуатационные свойства автомобиля в целом, то вторая и третья дают возможность выявить конкретные причины неисправностей.
Поэтому при диагностировании, исходя из принципа «от целого к частному», сначала применяют первую группу методов, осуществляя общее диагностирование, а затем для конкретизации технического состояния автомобиля применяют методы второй и третьей группы, осуществляя его локальное диагностирование.
Процессы диагностирования включают тестовое воздействие на объект: измерение диагностических параметров, обработку полученной информации и постановку диагноза. Тестовое воздействие осуществляют путем естественного функционирования объекта на заданных силовых, скоростных и тепловых (П V, t) режимах, или при помощи стендов подкатных и переносных устройств. Параметры Х1, Х2,..., Хn измеряют съемными и встроенными измерителями - преобразователями (Д), в простейших случаях визуально. Обработка информации заключается в преобразовании, усилении, анализе и фильтрации диагностических параметров (П) как по виду, так и по величине (посредством пороговых устройств). Постановка диагноза в простейшем случае состоит из сравнения полученного сигнала (выражающего величину диагностического параметра) с нормативным. В сложных случаях применяют логические устройства (диагностические матрицы или приборы распознавания образов). Существуют два вида диагностирования: на основе метода анализа широкоинформационного диагностического сигнала (например, акустического) (рис. 2.7) и на основе синтеза локальных сигналов, несущих узкую информацию (рис. 2.6). Возможно соединение обоих видов. Диагностирование по методу синтеза реализуется при помощи локальных, относительно простых датчиков. Его недостатком является необходимость применения логического устройства, а также сложность и большая трудоемкость установки и съема датчиков. Диагностирование по методу анализа свободно от этих недостатков. Однако для его реализации требуются специальные анализирующие устройства, обеспечивающие разделение диагностических сигналов.
Рис. 2.6. Процессы диагностирования технического состояния сложного объекта с использованием метода синтеза локальных сигналов
Рис. 2.7. Процессы диагностирования технического состояния сложного объекта с использованием метода анализа широкоформатных сигналов
Дальнейшая технологическая детализация процессов диагностирования в увязке с техническим обслуживанием осуществляется при помощи алгоритмов и диагностических карт.
Алгоритм диагностирования представляет собой структурное изображение рациональной последовательности диагностических, регулировочных и ремонтных операций.
Он определяет:
- вывод объекта диагностирования на тестовый режим;
- постановку первичного диагноза;
- переход к следующему элементу;
- регулировочные и ремонтные операции;
- повторные и заключительные проверки.
Подобный алгоритм (рис. 2.8) может состоять из алгоритма общего диагностирования и «боковых» алгоритмов поэлементного диагностирования, сопровождающих ТО. Алгоритм строят с учетом особенностей объекта и средств диагностирования и оптимизируют (сравнивая с другими вариантами) по экономическому критерию. Алгоритмы являются основой оптимизации процесса диагностирования.
Рис. 2.8. Схема алгоритма диагностирования агрегата автомобиля
Технологическая карта дает окончательную детализацию процедуры диагностирования в виде, пригодном для производства. Она включает: порядковые номера операций и переходов, трудоемкость, операций, применяемое оборудование и материалы, исполнителей, коэффициенты повторяемости.
Рис. 2.9. Фрагмент технологической карты «Проверка топливного насоса Б-10»
Комментарии к этой статье