Рассмотрим подробно те условия эксплуатации и работы автотранспортных средств, влияние которых наиболее значительно сказывается на сроках службы их основных узлов и агрегатов.
Влияние дорожных условий
Дорожные условия характеризуются видом покрытий, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане, ровностью дорожного покрытия и его пыленасыщенностью.
По виду покрытий дороги бывают капитальными, облегченными с усовершенствованным покрытием и грунтовыми. Покрытием для капитальных дорог служит бетон, асфальтобетон и брусчатка; для облегченных - щебенка, гравий, булыжник. Грунтовые дороги бывают профилированными и естественными.
Сопротивление движению автомобиля зависит от вида дорожного покрытия и его продольного профиля. Сопротивление движению определяет работу, затрачиваемую на перемещение автомобиля, а следовательно, и расход топлива, интенсивность изнашивания деталей автомобиля.
Элементами дороги в плане являются ширина дорожного полотна, расстояние видимости дороги с места водителя и минимальные радиусы поворота. Они определяют условия безопасности движения, а также извилистость дорог, которая существенно влияет на интенсивность изнашивания автомобильных шин.
Ровность (неровность) дорожного покрытия влияет на расход энергии, затрачиваемой автомобилем на поглощение ударов и колебаний кузова при движении, а такие на дополнительное сопротивление движению. Неровность дорожного покрытия повышает интенсивность изнашивания деталей подвески, увеличивает расход топлива, снижает сохранность перевозимых грузов и скорость движения автомобиля. Из-за усиления вибрации, вызываемой неровностями дороги, ослабевают заклепочные соединения рамы автомобиля, нарушается соосность его агрегатов, возникают дополнительные нагрузки на детали подвески и карданной передачи. Значительно снижается надежность радиатора, деталей электрооборудования, несущих элементов кузова легковых автомобилей и автобусов.
Пыльность дорожного покрытия определяется размером пылинок, состав и количество которых зависит от дорожных условий.
Большую часть пыли (65-55%) составляет окись кремния, превосходящая твердость металлов, из которых изготовляют многие детали автомобиля.
Пыль, находящаяся в воздухе, поступает в цилиндры двигателя вместе с воздухом и топливом. Количество пыли, попадающей в цилиндры двигателя, зависит от содержания ее в воздухе, объема воздуха, засасываемого двигателем, места забора воздуха над уровнем дороги и степени его фильтрации воздухоочистителем.
Применяемые на автомобилях воздухоочистители инерционно-масляного типа, несмотря на их простоту и большой срок службы, обладают существенными недостатками. Эффективность очистки воздуха от пыли такими фильтрами сравнительно низкая и зависит от режима работы двигателя.
В последние годы широкое распространение получили сухие воздухоочистители с картонными фильтрующими элементами (КФЭ). Воздухоочистители сухого типа лишены недостатков, связанных с установкой и обслуживанием, присущих инерционно-масляным. Их эффективность очистки воздуха не зависит от режима работы двигателя и значительно выше инерционно-масляных воздухоочистителей.
Кроме того, характер пылеотложения на КФЭ дает возможность применять индикаторы запыленности (на автомобилях КамАЗ), которые устанавливаются на приборном щитке в кабине автомобиля и сигнализируют о необходимости проведения технического обслуживания КФЭ.
Для снижения поступления пыли и сажи из атмосферы, особенно из наиболее запыленной зоны - зоны вращения колес, в грузовых автомобилях отечественного и зарубежного производства (КамАЗ, МАЗ, «Магирус» и т. д.) воздухозаборник устанавливают над крышей кабины автомобиля на высоте 200250 мм, что повышает ресурс воздушного фильтра и двигателя в результате снижения поступления пыли.
Значительная доля пыли или абразива поступает в цилиндры карбюраторных двигателей с топливом. Первоисточником загрязненности топлива является топливный бак автомобиля, располагаемый обычно в зоне вращения колес, т. е. в наиболее пыленасыщенной зоне.
Современные системы питания карбюраторных двигателей имеют двухступенчатую систему фильтрации топлива.
Для дизельных автомобилей загрязненность топлива в первую очередь сказывается на долговечности и надежности топливной аппаратуры и, как следствие, на эффективность работы двигателя в целом. Принятая двухступенчатая система фильтрации топлива дизельных двигателей при соблюдении требований по техническому обслуживанию обеспечивает достаточно высокую фильтрацию топлива с частотой отсева частиц до 4-6 мкм.
Помимо долговечности, дорожные условия влияют на экономичность и скорость движения автомобилей. Топливная экономичность изменяется в соответствии с сопротивлением движению и ровностью дороги, определяющей изменение энергетических затрат на движение автомобиля. Возможные скорости движения в данных дорожных условиях определяют и расход топлива. Скорость автомобиля ограничивается условиями безопасности движения и допустимой плавностью хода.
Влияние, режимов работы
Реализация технических возможностей автомобиля характеризуется режимами его работы в соответствии с условиями эксплуатации. Режимы движения определяются сочетанием скоростей движения и силой тяги на ведущих колесах автомобиля. Режимы движения задаются водителем в зависимости от дорожных условий, его квалификации и технического состояния автомобиля.
Режим движения автомобиля может быть постоянным и переменным. При постоянном режиме сила тяги и скорость движения автомобиля на заданном участке пути неизменны, а при переменном они изменяются.
Постоянный режим возможен при равномерном движении автомобиля по горизонтальному, свободному и прямолинейному участку дороги. При постоянном режиме в двигателе и агрегатах трансмиссии автомобиля устанавливаются стабильные тепловые процессы и постоянные условия трения. Это снижает интенсивность изнашивания трущихся деталей и расход топлива при прочих равных условиях.
Переменный режим движения имеет место при многократных разгонах и замедлениях автомобиля, при частых изменениях дорожного сопротивления и условий движения, что наиболее характерно для интенсивного городского движения. При переменном режиме работы автомобиля в его агрегатах и в двигателе нарушается стабильность теплового режима и трения. Это повышает интенсивность изнашивания и расход топлива в сравнимых условиях.
Оптимальным режимом движения автомобиля является такой режим, при котором сила тяги на ведущих колесах и скорость для данных дорожных условий и заданной производитель кости автомобиля при обеспечении оптимальной безопасности движения позволяют соблюдать эксплуатационные нормы расхода топлива. Так как расход топлива соответствует работе автомобиля, а работа - износам, то при оптимальном режиме двигателя износы механизмов автомобиля также находятся в пределах норм долговечности.
При форсированном режиме движения скорость или нагрузка, или же одновременно и то и другое больше, нежели при оптимальном режиме. Форсированный режим наблюдается при интенсивных разгонах, обгонах, движении груженого автомобиля с повышенной скоростью, на подъеме и т. д. Движение на форсированном режиме приводит к повышенному расходу топлива и росту изнашивания деталей автомобиля. Чем выше квалификация водителя, тем ближе к оптимальному режиму протекает работа автомобиля в заданных условиях.
Влияние качества вождения
Топливная экономичность, долговечность автомобиля и безопасность его движения зависят от качества его вождения.
Качество вождения определяется, во-первых, методами вождения и, во-вторых, мастерством водителя. Основными методами вождения являются импульсивный метод (разгон-накат), вождение без использования наката и смешанный метод.
Импульсивный метод вождения заключается в периодических разгонах автомобиля на прямой передаче и последующим движении накатом по горизонтальному участку дороги. Возможно при этом движение накатом с остановкой двигателя (выключением зажигания).
Метод вождения без отключения двигателя от трансмиссии заключается в том, что автомобиль ведут с установленной равномерной скоростью без выключения сцепления. Скорость изменяется степенью открытия дросселя. При этом методе вождения возможно торможение автомобиля двигателем.
Смешанный, или комбинированный, метод вождения включает в себя первый и второй методы. При этом используется движение накатом на безопасных спусках, а на горизонтальных участках - равномерное движение без отключения двигателя.
При импульсном методе вождения, по сравнению с методом без отключения двигателя от трансмиссии, наблюдается некоторое снижение суммарной частоты вращения коленчатого вала двигателя на единицу пути (20-25%), значительное повышение числа включений передач (в 10-12 раз) и выключения сцепления (в 30-35 раз), снижение расхода топлива (на 5-10%), возрастание динамики изнашивания деталей двигателя (на 15-20%).
Повышение топливной экономичности при импульсном методе вождения объясняется тем, что значительная часть работы двигателя при разгоне протекает на экономичном режиме. Накопленная при этом энергия расходуется во время движения накатом без потерь. Повышение износов двигателя при импульсном методе вождения, несмотря на относительное снижение суммарной частоты вращения коленчатого вала, объясняется большими знакопеременными нагрузками на его детали в процессе многочисленных разгонов, переключений передач и включений сцеплений, что отрицательно сказывается и на трансмиссии.
Техническая скорость автомобиля при импульсном методе вождения снижается по сравнению с вождением без отключений двигателя.
Недостатком второго метода вождения (без отключений двигателя от трансмиссии) является вынужденное торможение автомобиля двигателем при переменном рельефе местности, что вызывает повышенный расход топлива и снижение ресурса двигателя.
Смешанный метод свободен от недостатков, присущих двум первым, и сочетает в себе их положительные качества.
Рациональное использование рассмотренных методов вождения в зависимости от конкретных условий движения, рельефа местности и достижения при этом высоких технических скоростей движения при обеспечении безопасности, плавности хода и экономного расхода топлива характеризует мастерство вождения.
Мастерство вождения достигается расчетливостью и скоростью выполнения приемов управления автомобилем при минимальном числе переключений передач, разгонов, торможений; минимально возможным перепадом скоростей и нагрузок; отсутствием резких изменений направления движения; обеспечением плавности хода; поддержанием оптимального теплового режима двигателя, соблюдением безопасности движения, достижением минимального числа остановок и т. д. Благодаря мастерству вождения могут быть значительно повышены межремонтные пробеги автомобиля, топливная экономичность, техническая скорость и безопасность движения.
Влияние технического обслуживания
Качество и своевременность выполнения технического обслуживания автомобилей существенно влияют на надежность, долговечность, топливную экономичность, безопасность движения и другие эксплуатационные качества автомобиля.
Так, например, в процессе эксплуатации в приборах системы зажигания может измениться зазор между контактами прерывателя, зазор между электродами свечей, угол опережения зажигания. Если при техническом обслуживании автомобиля не проверить и не отрегулировать приборы, системы зажигания, то мощность и экономичность двигателя существенно снизятся.
Опыт показывает, что увеличение зазора между контактами прерывателя до 1 мм (норма 0,4 мм) повышает расход топлива на 7-9%. а уменьшение его до 0,2 мм повышает расход топлива на 10-11%. Увеличение зазоров между электродами свечи затрудняет пуск двигателя, вызывает значительное повышение расхода топлива и снижает мощность двигателя. Весьма существенное влияние на мощность и расход топлива двигателя оказывает первоначальная установка угла опережения зажигания, работа центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания.
В процессе работы автомобиля возможна регулировка приборов системы питания: износ или засорение жиклеров, подсос воздуха, изменение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, потеря герметичности клапанов экономайзера, поплавковой камеры, снижение производительности топливного насоса, засорение воздухоочистителя и т. д. Эти неисправности приводят к нарушению состава рабочей смеси, а следовательно, к ухудшению экономичности двигателя и увеличению токсичности отработавших газов.
Изнашивание деталей механизма сцепления сопровождается уменьшением свободного хода детали сцепления. Отсутствие свободного хода влечет за собой неполное включение, пробуксовку и быстрый износ механизма сцепления. Свободный ход педали сцепления восстанавливается несложной регулировкой при его техническом обслуживании.
Возможное изменение углов установки управляемых колес автомобиля в процессе эксплуатации из-за износов и деформаций деталей переднего моста ухудшает управляемость автомобиля, значительно повышает износ шин и расход топлива. Так, например, увеличение угла схождения колес легкового автомобиля с 1,5-5 до 6 мм повышает расход топлива на 10-11%.
Большое влияние на ходимость шин оказывает внутреннее давление в них. Если при техническом обслуживании оно не восстановлено до нормы, износ шин и расход топлива значительно возрастают.
При некачественном или несвоевременном техническом обслуживании ходовой части автомобиля возможна разрегулировка ее механизмов (подшипников колес, шкворневых соединений, углов управляемых колес и т. д.), что повышает сопротивление движению автомобиля. Это снижает, путь свободного качения по инерции на ровном участке дороги при отключенном двигателе, что влияет на его топливную экономичность.
Качество технического обслуживания определяется своевременностью проведения и полным перечнем выполненных работ, предусмотренных технологическим процессом данного вида обслуживания. Своевременность технического обслуживания определяется периодичностью, т. е. пробегом между двумя одноименными видами обслуживания, обеспечивающими установленный уровень безотказной работы.
Комментарии к этой статье