В настоящее время распространены три схемы общей компоновки автомобиля. На фиг. 1 показан автомобиль с двигателем, расположенным впереди кабины (схема 1). От двигателя кабина изолирована перегородкой, что обеспечивает нормальные условия работы водителя: чистоту воздуха в кабине, изоляцию от шума, необходимую температуру. При таком расположении доступность к двигателю также достаточно хорошая. Однако расположение двигателя впереди кабины, особенно при установке мощных рядных двигателей, увеличивает размеры капота, что приводит к ухудшению обзорности, увеличению базы и длины автомобиля. Поэтому основной тенденцией в развитии данной компоновки автомобиля было стремление к перемещению двигателя и кабины вперед, к сокращению длины двигателя с целью уменьшения базы при неизменных размерах платформы. Для достижения этой цели наиболее рациональны двигатели с V-образным расположением цилиндров. До настоящего времени рассматриваемая компоновка является наиболее распространенной. Лишь в последнее время начали распространяться другие схемы расположения двигателя и кабины.
Фиг. 1. Компоновка, при которой двигатель расположен впереди кабины (схема 1)
На тягачах в ряде стран компоновка, показанная на фиг. 1, выполняется с кабинами увеличенных размеров вместимостью 8-10 чел. Многоместная кабина создает удобства для находящихся в ней людей, но снижает размеры грузовой платформы.
На фиг. 2 показана компоновка, при которой двигатель расположен в кабине или под полом кабины (схема 2). При этом кабина располагается над капотом, лишь в редких случаях впереди кабины делают короткий капот, который выполняет роль багажника или служит местом расположения радиатора или другого оборудования. Отсутствие капота и переднее расположение кабины улучшают обзорность, а также позволяют сократить длину и базу автомобиля, в связи с чем уменьшается площадь гаражных помещений, сокращается длина колонн на дорогах и уменьшается плотность движения в городах. Однако расположение двигателя в кабине уменьшает число посадочных мест по крайней мере на одно и вызывает увеличение ширины кабины, особенно при V-образных двигателях. Доступность к двигателю при такой компоновке затрудняется, а условия работы водителя ухудшаются.
Фиг. 2. Компоновка, при которой двигатель расположен в кабине (схема 2)
В ряде заграничных автомобилей применяются подъемные или откидываемые вперед кабины, облегчающие доступность к двигателю. Подъем кабины осуществляется электрогидравлическим подъемником или с помощью спиральных пружин. Подъем кабины занимает 15—30 сек. Органы управления, имеющие специальные шарнирные соединения, при подъеме перемещаются вместе с кабиной. Фирма МАК выпустила автомобиль, кабина которого поднимается над рамой с помощью гидравлического устройства.
Фирма «Даймонд» изготовляет грузовые автомобили с кабиной, откидывающейся на шарнирах вперед с помощью спиральных пружин. Кабина полностью защищена от попадания отработавших газов. Тепло-и шумоизоляция кабины выполнена с помощью губчатой резины, что облегчает доступность к двигателю и его герметизацию, но при движении по грязным дорогам оперение и кабина покрываются снйзу грязью, которая с поднятой кабины стекает на водителя и двигатель.
На фиг. 3 показана компоновка, при которой двигатель расположен позади кабины в особом моторном отделении (схема 3). Передняя часть двигателя для сокращения длины моторного отделения нередко размещается в кабине. При таком расположении число мест в кабине не сокращается, достигается хорошая доступность к двигателю и наилучшая обзорность. Однако сокращение длины автомобиля не достигается в той степени, в какой при расположении двигателя в кабине. Для уменьшения длины моторного отделения необходимы двигатели малой длины, чему лучшим образом отвечают двигатели с V-образным и противолежащим расположением цилиндров.
Фиг. 3. Компоновка, при которой двигатель расположен позади кабины (схема 3)
В СССР в 1947 г. такая компоновка автомобиля была выполнена на опытных образцах паровых тягачей НАМИ-012 и НАМИ-018, на которых был установлен короткий паровой трехцилиндровый двигатель однократного расширения, двустороннего действия.
При первой и второй схемах компоновки в автомобиле радиатор охлаждения располагается впереди, что упрощает его установку и обеспечивает скоростной напор воздуха от движения автомобиля на охлаждающие поверхности радиатора. При третьей схеме компоновки эти преимущества исключаются и возникают затруднения в осуществлении надежного охлаждения двигателя.
Комментарии к этой статье