Характерными в этом отношении являются работы американской фирмы «Континенталь», которая приступила к осуществлению программы производства унифицированных двигателей, конструкция которых основана на применении единых размеров цилиндра. Как видно из табл. 3, фирма наметила производство двух групп унифицированных двигателей с воздушным охлаждением мощностью в агрегате 100—1400 л. с. при двух размерах цилиндра. При этом двигатели мощностью от 100 до 250 л. с. имеют диаметр цилиндра 117,5 мм и ход поршня 101,6 мм, а двигатели большей мощности — соответственно 146,1/146,1 мм.
Таблица 3. Технические данные группы двигателей «Континенталь» США (1949 г.)
В группе двигателей с меньшими размерами каждые два двигателя с четырьмя, шестью и восемью цилиндрами имеют горизонтальное противолежащее расположение цилиндров, в группе с большими размерами в основном V-образное. Различие в мощности двигателей с меньшей размерностью достигается изменением числа цилиндров и степени сжатия, а с большей размерностью также и наддувом.
К началу 1954 г. программа создания унифицированных двигателей «Континенталь» была в основном осуществлена. Некоторые из этих двигателей переданы в гражданские ведомства. Технические данные созданных двигателей, приведенные в табл. 4, указывают на их полное соответствие ранее запланированной группе двигателей.
Таблица 4. Технические данные группы двигателей «Континенталь» (1954 г.)
Разработка двигателей «Континенталь», основанная на принципе унификации основных деталей, позволила резко сократить номенклатуру деталей. Для всех приведенных в табл. 4 моделей двигателей требуются 954 запасные детали, в то время как для шести типов двигателей той же фирмы, выпускаемых ранее, было необходимо 5165 деталей.
Тенденция в развитии конструкции автомобильных двигателей, выраженная в создании группы двигателей различной мощности, характерна также и для Англии. В послевоенное время на английских автомобилях повышенной проходимости, начиная от легких грузовиков типа 4X4 и кончая 10-тонными автомобилями типа 6X6, находят применение бензиновые двигатели фирмы «Роллс-Ройс». Основные технические данные этих двигателей приведены в табл. 5. Группа двигателей с одинаковыми размерами цилиндров и хода поршня (88,9X114,3 мм) имеет три основные модели (4-, 6- и 8-цилиндровые), мощностью 78—160 л. с. при nmax=4000 об/мин. Двигатель «Роллс-Ройс» (модель В.81), применяющийся на более тяжелых автомобилях, имеет 8 цилиндров, диаметр которых увеличен до 95,2 мм, В соответствии с техническими требованиями двигатели рассчитаны на работу в различных климатических условиях При температуре от —40° до +50°С и приспособлены для работы под водой. На бензиновых двигателях для облегчения пуска применяют устройства, обеспечивающие подачу паров бензина во впускной трубопровод двигателя.
Таблица 5. Основные технические данные группы двигателей «Ролл-Ройс» (Англия)
Наряду с бензиновыми двигателями фирма «Роллс-Ройс» изготовляет дизели, которые находят применение на некоторых английских автомобилях со всеми ведущими колесами («Скаммель», «Ратинаф» и др.).
Следует отметить, что для облегчения эксплуатации дизели этой фирмы зимой снабжают водяным подогревателем типа «Вебасто», а также оборудуют гидравлическими и пневматическими дублирующими стартерами и устройствами для пуска.
В Западной Германии для автомобилей со всеми ведущими колесами, число моделей которых значительно возросло в 1955 г., характерным является применение двигателей, приспособленных для работы как на дизельном топливе, так и на бензине. Среди этих двигателей следует отметить группу дизелей «Дейтц» с воздушным охлаждением. Двигатели имеют диаметр цилиндра 110 мм и ход поршня 140 мм для всех моделей. Основные технические данные двигателей «Дейтц» приведены в табл. 6. Наиболее мощный двигатель этой группы модели F12L-614 установлен на приведенном в табл. 2 трехосном автомобиле «Уранус».
Таблица 6. Основные технические данные группы дизелей «Дейтц» (Западная Германия)
Наряду с двигателями «Дейтц» на многоприводных автомобилях Западной Германии устанавливают модернизированный дизель «МАН» с шаровой камерой сгорания, расположенной в середине днища поршня. Последняя модель этого двигателя, выпущенная в 1955 г., как и дизель «Дейтц», может работать без переналадки как на бензине, так и на дизельном топливе. Двигатель имеет несколько повышенную степень сжатия (19 вместо 17 и принудительную смазку плунжерных пар топливного насоса. Этот дизель работает без детонации на бензине с октановым числом 86 (без присадок) и обладает сравнительно хорошими пусковыми качествами.
Стремление приспособить дизель для нормальной работы на бензине продиктовано требованиями максимального упрощения снабжения топливом различных транспортных средств. Положительные результаты, достигнутые в последнее время в этом вопросе в Западной Германии, заслуживают серьезного изучения.
В настоящее время на автомобилях и тягачах в основном устанавливают бензиновые двигатели с искровым зажиганием. Дизели применяют значительно реже и устанавливают на мощных тягачах. При работе дизелей на бензине расширяется сфера их применения и облегчается снабжение их топливом.
Фиг. 14. Фрикционная муфта вентилятора
При выборе двигателей для автомобилей повышенной и высокой проходимости большое значение придается вопросам надежности и безотказности их действия в различных климатических и дорожных условиях. Например, для преодоления глубоких бродов двигатели обеспечены хорошей герметизацией всех вспомогательных механизмов и. агрегатов электрооборудования, а также имеют высоко расположенные впускные и выпускные трубопроводы. Кроме того, привод вентилятора на некоторых двигателях осуществляется при помощи фрикционной муфты (фиг. 14.). При помощи аналогичных муфт возможно не только отключить вентилятор при преодолении брода, но и осуществить автоматическое регулирование теплового режима двигателя.
Комментарии к этой статье