Раздаточные коробки выполняют обычно в виде отдельного узла, устанавливаемого на раме автомобиля. В ряде случаев раздаточная коробка конструктивно объединяется в один агрегат с коробкой передач. В том случае, когда удельная мощность автомобиля высокая, раздаточные коробки выполняются одноступенчатыми и служат только для распределения крутящего момента между ведущими мостами.
Распределение крутящего момента между ведущими мостами, производится через блокированный или дифференциальный силовой привод. Узлы блокирующих и дифференциальных механизмов конструктивно совмещаются с раздаточной коробкой.
На фиг. 45 показана конструкция раздаточной коробки с демультипликатором автомобилей ГАЗ-69. При включении демультипликатора крутящий момент передается на оба ведущих моста. Для снижения расхода топлива при движении по твердым дорогам передний мост целесообразно отключать.
Фиг. 45. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-69
На фиг. 46 показана раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-63. Несмотря на короткую базу автомобиля, передача усилий на задний ведущий мост производится с верхнего вала раздаточной коробки, а на передний — с нижнего. При движении с отключенным передним мостом мощность двигателя не передается через. Раздаточную коробку, что уменьшает ее износ и расход топлива.
Фиг. 46. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-63
Механизм переключения передач допускает включение и выключение переднего ведущего моста на высшей передаче. Включение низшей передачи возможно только в том случае, когда включен нередкий мост. Такое конструктивное ограничение устраняет возможность перегрузки главной передачи заднего моста.
На фиг. 47 показана раздаточная коробка трехосного автомобиля типа 6X6 и типа 6X4. На автомобиле типа 6X4 вал привода переднего моста снимают, а вал раздаточной коробки закрывают крышкой. На заднем верхнем фланце расположен центральный тормоз. Такое расположение тормоза (за раздаточной коробкой, а не после коробки передач) обеспечивает надежное торможение на остановках, так как между тормозом и колесами нет муфт переключения.
Фиг. 47. Раздаточная коробка трехосного/автомобиля типа 6x6 и 6x4
Механизм включения низшей передачи и переднего моста допускает включение низшей передачи только при включенном переднем мосте. Для бездифференциального привода включение и выключение переднего моста одновременно с включением низшей передачи имеет важное значение, так как это не только снижает нагрузку на задние ведущие мосты, но и уменьшает нагружение силового привода автомобиля силами дополнительного сопротивления движению автомобиля.
Для блокированного привода механизм управления передним мостом и демультипликатором иногда проектируют так, чтобы передний мост не мог быть включен на высшей передаче в раздаточной коробке (автомобиль «Кариер»), а включение понижающей передачи, чтобы происходило с одновременным включением переднего моста. Такая конструкция при движении автомобиля на высшей передаче с большой скоростью по дорогам с твердым покрытием, хотя и устраняет возможность перегрузки ведущих мостов дополнительными силами, широкого применения не получила.
На фиг. 48 приведена конструкция раздаточной коробки английского трехосного автомобиля «Лейланд» с блокированным распределением крутящего момента. Для снижения динамических нагрузок в силовом приводе, особенно при резком включении сцепления, раздаточная коробка соединена с основной коробкой с помощью упругого резинового кардана «Лайруб». От раздаточной коробки, показанной на фиг. 48, на каждый ведущий мост крутящий момент передается отдельным карданным валом.
Фиг. 48. Раздаточная коробка автомобиля типа 6X6 «Лейланд»
На фиг. 49 показана раздаточная коробка трехосного чехословацкого автомобиля «Татра-III» типа 6X6, выполненная совместно с основной коробкой передач. Крутящий момент на два задних моста передается одним карданным валом. Передний мост принудительно отключается обычной кулачковой муфтой. В ряде конструкций имеются устройства, которые включают передний Мост лишь при буксовании задних ведущих колес.
Фиг. 49. Раздаточная коробка трехосного автомобиля «Татра-III»
Комментарии к этой статье