Фиг. 50. Раздаточная коробка опытного лесовозного тягача НАМИ-018: 1 и 2 - валы; 3 - шестерня; 4 и 5 - кольца муфты свободного хода.
На фиг. 51 показана раздаточная коробка «Тимкен» с шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами. Такого типа раздаточная коробка устанавливается на американских трехосных автомобилях «РИО», GMC и «Интернационал». Синхронизатор раздаточной коробки обеспечивает легкое переключение обеих передач, а также муфты автоматического включения и выключения переднего моста. Автоматическое включение и выключение переднего моста при переднем и заднем ходе автомобиля осуществляется с помощью двух роликовых муфт холостого хода, т. е. так же, как И в тягаче НАМИ-018 (см. фиг. 51). Обычно автомобиль работает с Двумя задними ведущими мостами, как автомобиль типа 6X4. Разница в угловых скоростях приводов задних и переднего мостов составляет 8%. Переключение муфт свободного хода переднего и заднего хода автомобиля кинематически связано с механизмом переключения первой передачи и заднего хода коробки передач. Преимущество такой системы состоит в том, что передний мост включается в работу только тогда, когда это необходимо. Однако в этом состоит и недостаток, гак как передние ведущие колеса включаются только тогда, когда пробуксуют задние, что при предельной загруженности тягача и высоком коэффициенте сцепления сопровождается значи--тельной перегрузкой задних ведущих мостов. Наряду с этим при. повороте передние колеса тягача остаются ведомыми, что ухудшает манёвренность автопоезда, особенно при наличии прицепа.
Фиг. 51. Раздаточная коробка американского автомобиля «РИО»
На фиг. 52 изображена раздаточная коробка «Мармон-Херрингтон» с храповой муфтой холостого хода для включения и выключения переднего ведущего моста. Включение муфты происходит под действием осевых сил, возникающих в косозубом зацеплении шестерен. Небольшая пружина, установленная на нижнем валу раздаточной коробки, служит для надежного включения переднего моста. В отличие от муфт свободного хода в данной конструкции нет рычага для переключения при переходе с переднего на задний ход автомобиля, так как при этом изменяется направление осевой силы на шестерне. При среднем положении, когда шестерня не передает крутящего момента, при низкой температуре и высокой вязкости масла не обеспечивается надежное включение переднего моста. Вследствие этого в настоящее время указанная конструкция дорабатывается в отношении достижения надежности включения.
Фиг. 52. Раздаточная коробка автомобиля «Мармон-Херрингтон»
На фиг. 53 показан вал привода переднего ведущего моста раздаточной коробки автомобилей Ярославского завода. Включение в работу ведущего моста происходит в результате осевого перемещения шестерни 1. Для обеспечения надежности включения на штыре 2 установлен дисковой тормоз 3, который прижимается пружиной 4 посредством шайбы 5 к торцу шестерни 1.
Фиг. 53. Вал привода переднего моста раздаточной коробки Ярославскою автозавода: 1 - шестерня; 2 - штырь; 3 - дисковый тормоз; 4 - пружина; 5 - шайба.
Вследствие наличия момента трения на зубьях шестерни 1 при переднем и заднем ходе автомобиля возникает осевая сила, включающая передний ведущий мост при буксовании задних ведущих колес и при повороте. В данном случае шестерня включена в положение переднего хода.
Раздаточные коробки с принудительным и автоматическим отключением переднего ведущего моста имеют тот серьезный недостаток, что в момент поворота на твердых дорогах передние колеса становятся или тормозящими, или ведомыми.
Комментарии к этой статье