Лебедки выполняют с горизонтальным или вертикальным барабаном. По компоновке на автомобиле различают лебедки, расположенные спереди, посередине за кабиной и сзади, за ведущим мостом под платформой.
Сравнительные преимущества того или иного расположения лебедки специальным изучением не выявлялись, однако надо отметить следующее:
1. При расположении лебедки перед радиатором барабан установлен горизонтально, привод лебедки прост, лебедка в целом доступна наблюдению водителя во время работы, обслуживание лебедки также весьма удобно. Вместе с тем при таком расположении лебедки уменьшается угол переднего въезда, перегружается передняя ось, что ухудшает проходимость автомобиля. При движении по глубокому снегу впереди автомобиля нагревается вал снега, который чрезвычайно затрудняет движение. При движении по плохим дорогам трос забрасывается грязью, ржавеет и теряет прочность. Из-за ограничения величины наружного диаметра барабан лебедки для повышения канатоемкости делают большой длины и с малым внутренним диаметром. Но известно, что при большой длине барабана нужны весьма сложные тросоукладчики, а наматывание троса на барабан малого диаметра под нагрузкой нередко приводит к разрыву троса. Наконец, даже при малом диаметре барабана прокручивание коленчатого вала двигателя пусковой рукояткой не всегда возможно. Одновременно с этим при расположении лебедки впереди выдача троса возможна только' вперед, что на узких дорогах затрудняет вытаскивание отцепленных застрявших прицепов. Кроме того, вследствие такого расположения лебедка пригодна только для вытаскивания автомобиля вперед. Из-за ограничения габаритов лебедка оказывается чрезмерно перенапряженной и длительная непрерывная работа ее недопустима.
2. При расположении лебедки посередине автомобиля, между кабиной и платформой, возможна установка лебедки с длинным горизонтальным барабаном и тросоукладчиком, с выдачей тягового троса вперед и назад, доступной и удобной для обслуживайия и защищенной от попадания воды и грязи.
При таком расположении лебедки можно выполнять различные работы по перетаскиванию и подъему грузов и вытаскиванию автомобиля. Однако в этом случае уменьшается длина грузовой платформы, а лебедка при работе недоступна для наблюдения. Привод лебедки значительно усложняется, вес его возрастает. Поэтому такое расположение лебедки мало распространено.
3. Лебедки, расположенные под грузовой платформой позади заднего ведущего моста, часто выполняют с вертикально расположенным коротким барабаном большого диаметра, с выдачей троса через систему направляющих роликов вперед и назад. При вертикальном положении барабана уменьшается забрызгивание троса водой и грязью, а вследствие большого его диаметра снижается возможность разрыва троса. Малая длина барабана уменьшает возможность спутывания троса при наматывании, ввиду чего лебедка с вертикальным расположением барабана выполняется без тросоукладчика, но с тормозком, исключающим при разматывании троса вращение барабана по инерции. Для предотвращения спутывания троса при наматывании часто устраивают натяжные устройства, которые натягивают участок троса между барабаном и направляющими роликами с силой 40—50 кг.
Картер такой лебедки, содержащий силовые механизмы, легко может быть сделан водонепроницаемым, что необходимо для преодоления водных преград.
Расположение лебедки сзади весьма удобно для вытаскивания отцепленных застрявших прицепов.
Существуют такие конструкции лебедок заднего расположения, у которых крюк троса лебедки служит сцепным крюком автомобиля. Петля дышла прицепа навешивается на крюк лебедки, закрепленной с помощью специального устройства в задней поперечине рамы. При необходимости движения через труднопроходимый участок пути водитель, не выходя из кабины, рычагом отцепляет прицеп вместе с крюком, переезжает через бездорожье и на тросе лебедкой перетаскивает прицеп.
В поперечине рамы автомобиля крюк заправляется автоматически силой тяги лебедки. Неудобство таких устройств состоит в жесткости сцепного устройства при движении по разбитым дорогам.
Недостатком лебедок заднего расположения является усложненный привод, недоступность лебедки для наблюдения за ее работой и ограниченная доступность для обслуживания.
Конструкции лебедок и механизмов отбора мощности для них весьма разнообразны и ниже рассматриваются только в качестве примера. Широко известные конструкции устройств для защиты троса от разрыва не рассматриваются. Следует отметить, что они необходимы для всех конструкций лебедок, так как сила тяги двигателя достаточна для того, чтобы создать нагрузку, разрушающую трос. Прибор, показывающий или сигнализирующий об опасной нагрузке троса, существует в виде ограничительной чеки и храповых механизмов.
На фиг. 132 показана лебедка с вертикальным барабаном, установленная внутри рамы под грузовой платформой автомобиля. Передаточное отношение червячного редуктора равно 40. Сила тяги на верхнем витке 3,5 т; максимальная сила на тросе 4,5 т.
Фиг. 132. Лебедка с барабаном вертикального расположения
В табл. 23 приведены основные технические данные лебедок отечественных многоприводных автомобилей. Сравниваемые величины подсчитаны в предположении, что лебедки работают при максимальном числе оборотов коленчатого вала двигателя. Некоторые данные определены при оптимальном для работы лебедки числе оборотов коленчатого вала двигателя.
Таблица 23. Основные данные лебедок отечественных автомобилей
Среди приведенных данных важнейшим является значение максимальной удельной силы вытаскивания, которое равно отношению максимальной силы на тросе лебедки к полному весу автомобиля. Указанное отношение находится в пределах от 0,57 до 1,15. Дальнейшее увеличение силы на тросе лебедки нерационально, так как без специального закрепления тягача получить силу на тросе лебедки больше силы тяги тягача по сцеплению невозможно.
Комментарии к этой статье