Фиг. 10. Конструктивная схема американского 34-тонного самосвала «Юклид» с двумя двигателями: 1 - двигатель; 2 - гидротрансформатор; 3 - трансмиссия Торкметик; 4 - средний мост; 5 - задний мост.
При этом каждый двигатель через гидротрансформатор и планетарную коробку передач работает на один ведущий мост. Наличие двух двигателей с современной трансмиссией позволяет одновременно передавать силу тяги двум отдельным ведущим мостам без какого-либо выравнивающего механизма.
Спаренная установка двигателей позволяет применять на автомобилях высокой грузоподъемности двигатели и трансмиссии меньших размеров, изготовляемые для обычных автомобилей.
Суммарная мощность двух автомобильных дешевых двигателей равна или больше мощности одного более дорогого специального двигателя. Одновременно исключается дорогостоящая трансмиссия, рассчитанная на передачу большого крутящего момента. По аналогичной схеме с двумя дизелями выполнен английский трехосный автомобиль «Дарт» грузоподъемностью 50 т фирмы «Торникрофт».
Фиг. 11. Конструктивная схема тягача «Штрауслер» с двумя двигателями
В ряде случаев два двигателя небольшой мощности применяют для лучшей компоновки. На фиг. 11 показана конструктивная схема тягача английской фирмы Штрауслер, выполненного с двумя двигателями, расположенными впереди поперек автомобиля. Оба двигателя прикреплены к общему картеру, в котором расположена коническая зубчатая передача. Между каждым двигателем и конической шестерней, которую он приводит, установлена обычная кулачковая муфта 1 (фиг. 12), позволяющая при движении по шоссе отключать один двигатель с целью уменьшения удельного расхода топлива. При выходе из строя одного двигателя имеется возможность продолжать движение на другом. К недостаткам схемы тягача-фирмы Штрауслер следует отнести то, что оба двигателя жестко-соединены с общей механической силовой передачей. Серьезным недостатком является также то, что центральная коническая шестерня работает в тяжелых условиях.
Фиг. 12. Механизм соединения двух двигателей: 1 - кулачковая муфта.
Неблагоприятное влияние большого осевого веса мощных тягачей с прицепами при работе в плохих дорожных условиях вызывает необходимость применения автомобилей с большим числом ведущих мостов.
Для работы по грунтовым дорогам и вне дороги необходимы четырехосные автомобили типа 8X8, т. е. со всеми ведущими осями.
На фиг. 13 дана схема силового привода немецкого автомобиля «Бюссинг-Наг» типа 8X8 с независимой балансирной листовой подвеской. Все ведущие колеса автомобиля управляемые, что уменьшает различие в длине пути -колес при повороте. Распределение крутящего момента на два передних и два задних ведущих моста производится через блокированный привод, а в пределах каждой группы мостов — через роликовую муфту свободного хода. При шинах повышенной жесткости такое решение является правильным. При всех управляемых колесах и шинах весьма низкого давления наличие межосевого дифференциала между двумя группами ведущих мостов не вызывается безусловной необходимостью. Более целесообразно устанавливать межосевой дифференциал между двумя передними и двумя задними ведущими мостами.
Фиг. 13. Схема силового привода автомобиля «Бюссинг-Наг»
Комментарии к этой статье