Положение становится особенно трудным, если надо транспортировать массовые грузы по плохим или горным дорогам с крутыми подъемами и т. д. Для получения необходимой для этого силы тяги требуется увеличение степени использования веса автопоезда в качестве сцепного веса, что может быть достигнуто применением привода на все колеса автомобиля и прицепа. На плохих дорогах число прицепов, не имеющих ведущих колес, сильно уменьшается и нередко создается такое положение, что надежно могут работать только автомобили или автопоезда с приводом на все колеса. Стоимость перевозки грузов на автомобилях с прицепами значительно снижается, так как требуется меньше обслуживающего персонала, повышается удельная грузоподъемность транспортных средств и уменьшается стоимость их содержания и ремонта. Экономически особенно выгодно применять мощные многоагрегатные автопоезда, все колеса которых ведущие.
Проблема создания вместо обычных прицепов прицепов со всеми ведущими колесами не является новой. Над ее разрешением работала и работает автомобильная промышленность ряда стран. Выше было показано, что увеличение числа ведущих осей автомобилей сопровождалось серьезным усложнением конструкции их привода.
Задача.правильного распределения крутящего момента ведущими осями даже в пределах только привода к колесам тягача оказалась трудной и все еще не разрешена в полной мере. Ее решение еще больше усложняется, когда возникает необходимость передачи крутящего момента на колеса прицепа. Расчленение автопоезда на тягач и прицепы создает дополнительные трудности, тем более, что наличие прицепов со всеми ведущими колесами способствует значительному увеличению числа прицепов, буксируемых автомобилем. Создание такого многоагрегатного и многоприводного автопоезда сопряжено с разрешением общей задачи правильного распределения крутящего момента между ведущими колесами, взаимной передачи силы тяги, обеспечением поворота и торможения. Другие технические задачи разрешаются в пределах отдельных агрегатов. В системе автопоезда собственно тягач не является таковым в полной мере, так как он не полностью выполняет эти функции.
Рациональное распределение крутящего момента между ведущими колесами осуществлялось с помощью механических, электромеханических и электрических систем. Причем механический привод от двигателя внутреннего сгорания тягача на прицеп с помощью механизмов был ненадежным и сложным и задача в целом решалась только применительно к одному прицепу. Такой способ передачи крутящего момента на прицепы многоагрегатного автопоезда, очевидно, не имеет перспектив.
При электромеханическом способе передачи крутящего момента на ведущем автомобиле устанавливается один или два дизельэлектрических генератора, работающие на электродвигатели привода ведущих колес.
Комментарии к этой статье