Вырезание проржавевших участков
Удаление участков с ржавчиной производится в основном так же, как и замена участка панели. Разница состоит в том, что в этом процессе участвуют участки меньшей площади. Будем надеяться, что проржавевшая часть, которую вам нужно заменить, будет меньше чем участок панели крыла, операция по замене которого была описана выше.
Вы можете захотеть использовать участок для замены от другой панели или же изготовить заменяемый участок самостоятельно. Далее в этом разделе мы покажем, как сделать такой участок. Независимо от выбранного вами способа вам нужно зачистить ржавый участок.
С помощью шлифовальной машинки для кузова или приспособления для удаления краски зачистите металл, окружающий участок с ржавчиной. Лучше пользоваться шлифовальной машинкой, так как она выявляет ржавчину, которая еще не вышла наружу и не прошла насквозь. Эти более тонкие области станут вначале красными, а затем голубыми при обработке их шлифовальной машинкой. При этой операции вы сможете точно увидеть, насколько ржавчина проникла в металл.
Будьте очень осторожны при использовании шлифовальной машинки вокруг неровных краев. Не позволяйте абразивному диску захватывать край участка. Это может разрушить диск или машинка может вырваться у вас из рук.
Для демонстрации процесса замены ржавого участка мы выбрали левое переднее крыло автомобиля. Нижняя часть крыла, находящаяся за колесом и перед передней дверью, имеет проржавевший участок у большинства автомобилей.
При внимательном рассмотрении можно увидеть наличие повреждений от ржавчины. Для обнаружения точек сварки (стрелки) обработайте подозрительную область очень грубой наждачной бумагой. Из-за того, что при точечной сварке образуются углубления, обычная поверхность стирается до голого металла, а краска в углублениях от сварочного аппарата остается нетронутой.
Места точечной сварки должны быть высверлены так, чтобы усилительный элемент крыла (стрелка) мог быть оттянут от ржавой области.
При высверливании точек сварки помните, что нужно свор лить только через один слой металла, а не через два. Детали можно будет разделить, когда все точки сварки высверлены.
Отверстия от сверления можно использовать для повторного соединения деталей (см. рисунок далее).
Усилительный элемент оттягивается для получения доступа к ржавой области.
Сварка через отверстия производится путем помещения материала электрода через отверстия, просверленные в местах перехлеста деталей. Пользуйтесь отверстиями, которые уже были просверлены. Сварка через отверстия заменяет точечную сварку по прочности и по удобству
1 - отверстие, просверленное в верхнем листе; 2 - сварка через отверстие; 3 - отверстие с выполненной сваркой
С помощью фломастера или клейкой ленты обозначьте линию разреза примерно в 1,5-2,5 см за краем ржавого участка. Проверьте обратную сторону металла, чтобы быть уверенным в том, что ржавчина не прошла дальше.
Когда линия отреза сделана на чистой и некорродированной поверхности металла, удалите проржавевший участок с помощью ножниц по металлу, пилки по металлу или другого режущего инструмента, за исключением отрезной горелки.
После удаления ржавого участка воспользуйтесь напильником для удаления заусенец и выравнивания краев. Затем выровняйте края молотком и наковальней.
Не выбрасывайте вырезанный участок далеко. Он будет использован для вырезания участка, который будет установлен на место ржавого. Можно воспользоваться проржавевшим участком как шаблоном для изготовления нового участка. Оставьте запас примерно в 2,5-4 см по контуру заготовки. Окончательная обрезка будет производиться уже после изготовления детали.
Изготовление нового участка
Есть также кузовщики, которые могут взять кусок плоского листового металла, а затем с помощью молотка, наковальни и различных оправок изготовить новое крыло. К счастью, такая работа нам не предстоит. Мы говорим об этом только для того, чтобы указать на то, что обработка плоского куска листового металла с помощью «ручных» инструментов невозможна.
В давние времена, когда листовой металл обрабатывался вручную, каждый мастер-кузовщик имел кожаный мешок, набитый песком или свинцовыми опилками. Положив кусок листового металла на мешок и с помощью молотка с шаровым бойком, деревянной киянки или фигурного рихтовочного молотка, он мог обработать кусок листового металла так, что он принимал практически любую нужную форму. В наши дни трудно найти такие мешки и редко какой мастер пользуется ими. Если вы не знаете такого мастера, то маловероятно, что вы сможете найти такое приспособление легко. Впрочем, есть другой способ достичь подобных результатов.
Добудьте брусок дерева размерами не менее 10x10x20 см. Оптимальный размер бруска составляет 15x15x25 см. Вырежьте 3 или 4 куска картона из картонного ящика. Положите эти куски поверх деревянного бруска.
Теперь, когда листовой металл находится над картоном, вы сможете обработать его молотком до любой желаемой формы.
Выберите кусок листового металла, который немного толще, чем листовой металл кузова. К примеру, если кузовная панель сделана из стали толщиной, 1,5 мм, то для изготовления нового участка возьмите металл толщиной 1,7 мм. Вырежьте новый участок с запасом в 5-7 см по сравнению с вырезанным поврежденным участком.
Начните изготовление участка с тренировки. С помощью плоской стороны бойка молотка с закругленным бойком или с помощью слегка искривленного рихтовочного молотка. Работайте молотком кругами, двигаясь из центра наружу. Если вы будете повторять этот процесс снова и снова, то вы получите большой кусок металла в форме чаши. Пока вы не сделаете из металла корпус фары, у вас не очень много шансов получить ту форму, которую вы хотите.
Мы считаем, что вам нужна панель искривленной формы. Чем больше вы будете работать молотком в центре куска металла, тем глубже контур будет получаться. Чем сильнее вы будете удаляться от центра, тем мельче будет выемка. Обработайте несколько кусков металла и только тогда вы начнете немного разбираться в этой методике. Однако в ходе работы вы довольно скоро уже будете ощущать процесс изменения формы металла.
Когда вы освоитесь с обработкой листового металла молотком, то можно переходить к изготовлению нового участка панели. Обрабатывайте металл молотком на картоне и деревянном бруске пока вы не почувствуете, что форма металла, близка к оригинальной.
На краю стального верстака с помощью деревянного блока и молотка сделайте загнутую на 90° кромку, которая будет соответствовать кромке крыла у ближнего к двери края. Большая кромка размером 32 мм у нижнего края будет сделана позднее.
Обработка участка с помощью молотка с круглым бойком на деревянном блоке и на картоне. Попрактикуйтесь в методике перед «чистовой» работой.
После зажимания металла в тисках между двумя деревянными брусками загните нижнюю кромку так, чтобы она соответствовала остальному крылу. Устанавливаемый участок зажимается на месте так, чтобы можно было нацарапать линию, по которой будет обрезаться металл.
Попробуйте установить предварительно изготовленный вами участок на вырезанное из крыла место. Проверьте форму участка по другой стороне автомобиля, обработайте ее дальше при необходимости и повторяйте проверки до тех пор, пока вы не будете удовлетворены формой участка.
Когда достигнута правильная установка, прижмите заменяемый участок на месте для предварительной сварки. Перед предварительной сваркой ремонтного участка потребуется обрезать внутренний край нижнего фланца.
«Прихватите» сваркой новый участок крыла на противоположных концах, а затем приварите еще и в промежутке. Перед проведением окончательной сварки выровняйте края стыка с помощью молотка и наковальни.
Окончательная сварка выполнена; следующий этап - рихтовка сварного шва.
Работа по рихтовке сварного шва закончена. Обработка шва молотком и наковальней и шлифовка завершают работу по замене проржавевшего участка крыла. Усилительный элемент подсоединяется к крылу с помощью сварки через отверстия, которые были просверлены раньше для удаления точек сварки. Шпаклевка, грунтовка и покраска завершают работу по замене поврежденного ржавчиной участка.
Здесь нами описан правильный способ замены участка, поврежденного ржавчиной. Наверное, вы видели и другие виды ремонта: от относительно качественного ремонта с помощью стеклопластика до такого ремонта, когда «мастер» забивает ржавое место смятой тряпкой, наносит поверх нее полимерную шпатлевку, выравнивает поверхность, грунтует, красит и считает сделанное хорошей работой. Очевидно, что мы никоим образом не рекомендуем такую методику.
Если вы все же выбрали метод с использованием тряпки и шпатлевки, то не ожидайте, что этот «ремонт» будет служить долго. Если вы планируете долго эксплуатировать свой автомобиль и хотите гордиться своей работой, то используйте метод, описанный нами ранее. Ремонт будет таким же крепким, как и оригинальная деталь. После такого ремонта будет намного меньше вероятность того, что краска треснет. И деталь будет намного дольше сопротивляться ржавчине, если вы нанесете антикоррозийное покрытие на обратную сторону кузовной панели.
Комментарии к этой статье