В соответствии с прогнозами мировых автопроизводителей мы можем предсказать более широкое использование высокопрочных сталей. В конце 70-х - начале 80-х годов фирмы "Форд" и "Крайслер" ограничивали использование этих материалов в структурах кузова, усилительных элементах, косынках, кронштейнах и опорах. Большинство наружных панелей из листового металла продолжали выпускаться из мягкой стали. Однако, некоторые японские производители, особенно "Тойота", начали использовать высокопрочную сталь в кузовных деталях и для наружных панелей.
В чем состоит здесь проблема? Она в следующем: из-за высокого содержании углерода высокопрочная сталь не может свариваться с использованием обычных методов, особенно с использованием газовой сварки. Некоторые стали могут нагреваться всего лишь до 370°С - 380°С. У других для предотвращения деформаций необходимо принимать специальные меры. А мартенситная сталь вообще не может свариваться или нагреваться. Кристаллическая структура зерен стали окисляется и разрушается под действием высокой температуры. Если она используется, то панель из такой стали может стать причиной опасного повреждения.
Возможно, вы когда-нибудь видели старые кости, которые долго лежали. Эти кости, которые обычно очень плотные и твердые, со временем становятся пористыми и хрупкими. Наступите ногой на такую кость и она сразу же треснет. Это является результатом окисления, воздействия ультрафиолетовых лучей и других проблем. Этот пример иллюстрирует процессы, которые происходят в высокопрочной стали после воздействия температуры. Что же можно сделать для решения данной проблемы?
Снятие панелей
Для снятия панелей из высокопрочной стали или отсоединения других панелей от панелей из этого материала высверлите места точечной сварки или отрежьте сварные швы с помощью отрезной машинки. Не производите резку с помощью газовой горелки. Для подсоединения панелей прижмите новые панели на то место, где они должны быть и подсоедините деталь с помощью сварки в атмосфере инертного газа с использованием сварочной проволоки, если это возможно. В противном случае воспользуйтесь дуговой сваркой.
Сварка высокопрочной стали
Первым решением является использование сварки металлов в атмосфере инертного газа. Сварка с инертным газом также известна как дуговая сварка металлов в атмосфере газа или аргоновая сварка.
Сварка в атмосфере инертного газа концентрирует тепло в очень малой области. Путем использования ряда точечных стыков (подобных обычной точечной сварке) вы сможете заменить деталь из высокопрочной стали без нарушения ее структурной целостности. Если сварка в атмосфере газа не подходит, то можно использовать обычную дуговую сварку с учетом приводимых далее указаний. Повторим, что газовая сварка не подходит для сварки высокопрочной стали.
Сварка в атмосфере газа - предпочтительный метод
Сварка в атмосфере газа, называемая также сваркой с применением сварочной проволоки, подобна дуговой сварке. Отличительной особенностью является использование "щита" из инертного газа, который защищает расплавленный металл от атмосферных загрязнений. Зажигается дуга и образуется пятно из расплавленного металла. Одновременно поток газа окутывает место сварки. В качестве газа обычно используется двуокись углерода. Часто используются такие инертные газы, как аргон или гелий. Газ не только защищает место сварки, но и помогает стабилизировать дугу.
Вместо использования покрытого флюсом электрода в аргоновой сварке используется специальная проволока, которая автоматически подается к сварочному шву с определенной скоростью. Хотя в этом методе сварки используется проволока различных размеров, для сварки высокопрочной стали используется проволока диаметра 0,7-0,9 мм.
Основными преимуществами аргоновой сварки является следующее:
- Сварка происходит быстро.
- Повреждение тонких листов металла минимизируется благодаря использованию небольшого тока; для сварки листа толщиной около 6 мм требуется напряжение менее 20 В.
- Аргоновой сварке довольно легко научиться.
- Зазоры легко заполняются с помощью нескольких швов, которые накладываются один поверх другого.
- Сварка с перехлестом или вертикальная сварка производятся относительно легко.
- Металл различной толщины можно варить проволокой одинакового диаметра.
- Металлы всех типов можно варить одним общим типом проволоки.
Таким образом, если вы имеете доступ к аргоновой сварке, то используйте ее для сварки высокопрочных сталей.
Дуговая сварка высокопрочной стали
Успешное использование дуговой сварки для высокопрочной стали возможно при выполнении следующих правил: Пользуйтесь только электродами диаметром 2,4 мм, которые специально предназначены для сварки высокопрочной стали. При покупке электродов проконсультируйтесь в магазине. Вместо непрерывных швов для соединения панелей воспользуйтесь сваркой в нескольких местах. Это некое подобие точечной сварки. В тех местах, где две панели перекрываются для соединения, сверлятся отверстия диаметром 6 мм через одну панель при перекрытии через каждые 2,5-5 см. Затем эти отверстия "заполняются" материалом сварочного электрода при сварке. Это предотвращает нагрев от выполнения непрерывного шва, что становится причиной ослабления соединения в панели из высокопрочной стали.
Горячая обработка высокопрочной стали
Вам может потребоваться выпрямить панель из высокопрочной стали. Для облегчения выпрямления панели из мягкой стали вполне нормально нагреть ее. Однако, если для выпрямления панели из высокопрочной стали нужно нагреть ее, то замените эту панель. А если этой деталью является элемент жесткости двери или кронштейн бампера, то она не подлежит ремонту, а ее можно только заменить.
Если деталь из высокопрочной стали нужно нагреть для ее выправления, то руководствуйтесь нижеуказанными процедурами главным образом как примером, так как на большинстве деталей из высокопрочной стали такая процедура невозможна.
Температура нагрева не должна превышать 770°С. Воздействие температуры, близкой к данному значению, не должно превышать по времени 3 мин.
Для определения диапазона температур воспользуйтесь мелками для индикации температуры. Эти мелки имеются для разных диапазонов температур. Выберите мелок, который предназначен для индикации температур в диапазоне 765вС - 740°С. Сделайте метку мелом в том месте, где предполагается нагрев. Когда достигается заданная температура, метка мелком расплавляется и исчезает. По этому признаку вы определите, что металл дошел до заданной температуры и вам нужно прекратить нагрев.
При отрезании кузовных панелей горелкой отрезайте металл не менее чем в 5 см от требуемой линии отреза.
Это предотвратит повреждение области, где вы хотите сделать конечный разрез. Когда участок отрезается с помощью горелки, то окончательный разрез вдоль требуемой линии сделайте отрезной машинкой, пневматическим зубилом или ножовкой по металлу.
Восстановление антикоррозийного покрытия
Высокопрочная сталь очень чувствительна к коррозии. Из-за этого ее часто гальванизируют или покрывают грунтовкой на основе цинка. После работы с высокопрочной сталью очень важно быстро нанести ингибитор ржавчины, который был удален. Лучше всего сделать это с помощью грунтовки на основе цинка. Такая грунтовка выпускается многими фирмами и ее нетрудно найти. Наносите грунтовку в два слоя.
Предупреждение: Цинк очень ядовит. При распылении цинковой грунтовки пользуйтесь респиратором.
Так как мы коснулись темы техники безопасности то, есть смысл коснуться этого подробнее.
Техника безопасности
При использовании сварочного аппарата для аргоновой сварки, надевайте маску с темным стеклом № 12. Напомним еще раз, что нужно надевать защитную одежду - куртку, брюки, перчатки и ботинки. При работе с аргоновой сваркой образуется ультрафиолетовое излучение и оно воздействует на сварщика.
Из-за того, что цинк ядовит, то при сварке нужно удалять все дымы от цинка. Чтобы не вдыхать эти дымы, нужно работать в хорошо вентилируемом помещении. Можно даже установить небольшой вентилятор, чтобы выдувать вредные дымы.
Резюмируя все вышесказанное, соблюдайте нижеперечисленные рекомендации при работе с высокопрочной сталью: по возможности заменяйте панели из нее, а не ремонтируйте их. Если необходима сварка, то воспользуйтесь аргоновой сваркой. Другой альтернативой является использование дуговой сварки; используйте сварочный электрод диаметром 2,4 мм, специально для данного вида сварки. Лучше делать сварку в отдельных точках, а не сплошной шов. И, наконец, никогда не варите высокопрочную сталь кислородно-ацетиленовой сваркой.
Для определения того, сделана ли панель вашего автомобиля из высокопрочной стали, проконсультируйтесь в кузовной мастерской. Эти данные имеются в различных руководствах по ремонту. Если вы точно назовете марку и время изготовления вашего автомобиля, то сможете легко определить, сделаны ли его кузовные панели из высокопрочной стали.
Комментарии к этой статье