Жесткость стекловолокна определяется количеством волокон, покрытых смолой. При ремонте должен использоваться широкий толстый кусок стеклоткани, полностью пропитанный смолой. По возможности поместите заплатку с задней стороны ремонтируемой поверхности. Если ремонт нужно делать с передней стороны, то материал нужно сошлифовать, чтобы обеспечить пространство для заплатки.
Другим условием ремонта является чистота. Стекловолокно не пристанет к грязи, смазке, силикону или к другому чужеродному материалу. Оно пристает к металлу, дереву, композиционным материалам и к другой стекловолоконной панели. Поэтому очень важно тщательно очистить поверхность. Начните с мойки водой с мылом для удаления непрочной грязи и битума. После этого очистите поврежденное место ацетоном, толуолом или MER. Не пользуйтесь растворителями на минеральной основе, так как после них остается пленка. Ацетон и продукты на его основе удаляют как смазку, так и краску, поэтому пользуйтесь ими осторожно на окрашенных частях. После очистки поверхности отшлифуйте ее напильником или шкуркой в том месте, где будет наложена заплатка.
При шлифовке стекловолокна пользуйтесь защитной маской, так как пыль от него очень опасна и ее вдыхание может привести к болезням легких.
Выбоины, вмятины и трещины
Выбоины, вмятины и трещины в верхнем слое, которые не влияют на структурную целостность стекловолокна, легко отремонтировать с помощью полимерной шпатлевки. Этот ремонт похож на ремонт поверхностных повреждений на металлических панелях кузова. Сошлифуйте или зачистите поверхность до тех пор, пока повреждение не будет на виду. Нанесите тонкий слой полимерной шпатлевки. Обработкам доводка описаны в гл. 6.
Структурные трещины ремонтировать труднее, так как они ослабляют структурную целостность стекловолоконной панели.
Демонстрационный автомобиль COBRA получил удар в переднюю часть кузова. Обратите внимание на поврежденное стекловолокно в левой части чуть выше нижнего воздухозаборника. Это типичное повреждение детали из стекловолокна.
Начните с разреза вдоль линии разлома с помощью ножовки. Уберите торчащие кусочки стекловолокна. Очистите лицевую и обратную стороны с помощью растворителя не на минеральной основе. Уберите звукоизоляцию или защитный слой с панели в области не менее 10 см от поврежденного участка.
Снимите фаску с краев примерно под 30° с помощью напильника или шлифовальной машинки. Затем совместите края с помощью струбцины, если это возможно.
Если вы не сможете совместить края с помощью струбцины, то изготовьте полоску из стали толщиной 6 мм с отверстиями, которые просверлены в местах поверх трещины. Закрепите болтами обе стороны панели. Стягивающее усилие совместит оба края. Когда заплатка затвердеет, уберите металлическую скобу и зашпаклюйте отверстия.
Когда края совмещены, вырежьте 2-3 куска стеклоткани для задней заплатки. Убедитесь, что эта заплатка перекрывает не менее 7,5 см в каждую сторону от поврежденной области. Пропитайте заплатку смолой с катализатором и приложите ее к обратной стороне панели. Когда задняя заплатка затвердеет, то переходите к косметическому ремонту лицевой стороны трещины.
Разрежьте немного стеклоткани на кусочки длиной от 6 до 13 мм. Смешайте эти кусочки с небольшим количеством смолы с катализатором. При этом образуется паста, которая не будет сползать с вертикальной поверхности. Заполните трещину этой пастой. После затвердевания сошлифуйте бугорок и заполните следы царапин полимерной шпатлевкой несколько раз. После этого ремонтируемая область должна быть такой же прочной, как и раньше.
Отверстия в панелях из стекловолокна редко бывают следствием удара. Это обычно бывает следствием серии трещин. Вы должны удалить поврежденный материал из трещин для проведения качественного ремонта. Результатом этого будет отверстие, которое затем нужно зашпаклевать.
Следуйте указаниям, описанным для ремонта трещин относительно очистки и подготовки отверстия для ремонта. Снимите фаски со всех поврежденных краев. Вырежьте два куска стеклоткани, которые закрывают поврежденную область и перекрывают примерно 7-8 см на неповрежденном кузове. Пропитайте стеклоткань смолой и поместите ее с задней стороны отверстия. Дайте смоле затвердеть.
Когда заплата сзади затвердела, то срежьте кусочки стеклоткани, чтобы заполнить остатки отверстия с передней стороны. Пропитайте эти кусочки смолой и заполните оставшуюся часть отверстия, обеспечив небольшое перекрытие. Когда все заполимеризуется, сточите выступающие бугорки, затем выровняйте их и нанесите полимерную шпатлевку. Такая методика хорошо работает, когда вы сможете добраться до задней части панели. Однако, что можно сделать, если обратная сторона панели недоступна?
Сначала снимите фаски с краев отверстия вокруг примерно на 7,5 см со всех сторон. Поверх этого места наложите двойной слой стеклоткани, пропитанной смолой и дайте ей затвердеть. Когда заплатка затвердеет, то обработайте ее, как описано в предыдущем подразделе. Для устранения мелких следов от обработки и шлифовки воспользуйтесь шпатлевкой.
Для ремонта используется мат из стеклоткани.
Мат кладется на картонку и пропитывается смолой с катализатором.
Пропитанный смолой мат накладывается на трещину.
С помощью ролика, предназначенного специально для удаления пузырьков из смолы, мастер удаляет пузырьки.
Процесс полимеризации ускоряется с помощью промышленного фена. Место ремонта должно нагреваться, но не перегреваться.
Затвердевшая заплатка из стеклоткани готова к шпаклевке и отделке.
Место ремонта готово к нанесению полимерной шпатлевки.
Полимерная шпатлевка должна затвердеть перед ее шлифовкой.
Мастер использует специальный напильник-терку с отверстиями (SURFORM) и шлифовальную машинку для выравнивания шпатлевки. Доводка производится наждачной шкуркой зернистостью 36.
Обработан первый слой шпатлевки.
Нанесен второй слой шпатлевки: после выравнивания и шлифовки поверхность будет готова к нанесению грунтовки.
После обработки второго слоя шпатлевки наносится грунтовка.
Несколько мазков шпатлевки для мелких вмятин необходимы для устранения раковин. После выравнивания этих мест наносится второй слой грунтовки, на который уже будет наноситься краска.
Комментарии к этой статье