Нанесение шпатлевки
Закончим ремонт крыла, который мы описывали в гл. 4. Во-первых, нужно очистить крыло до металла от старой шпатлевки, краски и грунтовки.
Подготовьте шпатлевку, смешав ее на куске металла, стекле или на специальной доске. Вам потребуется столько шпатлевки, чтобы покрыть шпаклюемую поверхность слоем толщиной не более 3 мм. Соотношение между наполнителем шпатлевки и отвердителем обычно указывается в инструкции по применению.
При перемешивании наполнителя и отвердителя держите лопатку вертикально, в противном случае могут образоваться воздушные пузырьки, что приведет затем к образованию пустот.
На соотношение между наполнителем и отвердителем в шпатлевке влияют погодные условия, температура и возраст материалов. Если шпатлевка «схватывается» слишком быстро, то выбросьте неиспользованную шпатлевку. При подготовке следующей порции уменьшите количество затвердите-ля. Если шпатлевка не затвердевает в течение 20 мин, то выбросите ее и начните все заново, в этот раз добавьте больше отвердителя. Со временем вы сможете легко определять, сколько нужно отвердителя для подготовки заданного количества шпатлевки.
Правильно выбранное время затвердевания даст вам 3-4 мин для нанесения материала. Затем шпатлевка становится слишком твердой для работы. За время от 5 до 10 минут полимерная шпатлевка должна затвердеть настолько, что можно будет начать ее обработку с помощью специального режущего напильника, описанного в предыдущем разделе.
С помощью пластмассового или стального шпателя распределите шпатлевку по ремонтируемой области. Используйте длинные мазки только в одном направлении. Не изменяйте направление движения шпателя при добавлении и перекрытии шпатлевки - при этом шпатлевка поднимется под шпателем. Заполняйте поверхность слоями толщиной не более чем 6 мм. Большое количество шпатлевки станет причиной выделения большого количества тепла, что, в свою очередь, становится причиной образования пузырьков, как это происходит при кипении воды. При этом в шпатлевке после нанесения останутся пустоты. Из-за этого вам придется наносить шпатлевку заново, сводя на нет тем самым первоначальную работу по нанесению первого слоя. Движения шпателем прекращаются на линии кузова. Это поможет сохранить правильные контуры кузова.
Обработка шпатлевки напильником
Большинство профессиональных кузовщиков предпочитают искривленный режущий напильник с отверстиями размером от 20 до 25 см, который был описан выше, а не другие его разновидности. При работе этим напильником можно лучше контролировать каждый проход. Такой напильник хорошо работает как на вогнутых, так и на выпуклых поверхностях.
Когда пластиковая шпатлевка готова к обработке напильником, то можно протягивать напильник по ее поверхности, срезая тонкие стружки. Если завитки стружек сминаются или забивают режущие отверстия напильника, то это значит, что шпатлевка еще не полностью затвердела. Подождите несколько минут и попробуйте еще раз, но не ждите слишком долго. Материал станет очень твердым для обработки менее чем за 10-15 мин.
Вместо нажимания на напильник пользуйтесь им, потягивая его по шпатлевке для лучшего контроля. Осторожно выровняйте всю область, которая была заполнена шпатлевкой. Определяйте рукой на ощупь бугорки на шпатлевке и срезайте их. Как и при работе со свинцом, не переусердствуйте и не удалите слишком много шпатлевки. Когда поверхность станет ровной, прекращайте работу.
Когда обработка режущим напильником - «теркой» закончена, то с помощью приспособления с длинной рабочей поверхностью, на которое установлена наждачная шкурка зернистостью 36, выровняйте поверхность шпатлевки.
Выравнивание поверхности с помощью шкурки
Эта операция обеспечивает то, что поверхность шпатлевки будет такой же ровной, как и окружающая поверхность.
Перекрестная обработка производится путем протягивания плоскости с наждачной шкуркой по поверхности шпатлевки под углом 45° к горизонтали или к вертикали, а затем повторите процесс в противоположном направлении также под углом 45°, т.е. под углом 90° к линиям первых проходов. Это может быть не совсем понятно и довольно сложно описать, но внимательное прочтение последующих абзацев раздела поможет вам прояснить картину.
Предположим, что обрабатываемая поверхность находится на боковой стороне автомобиля, т.е. поверхность вертикальная. Держите приспособление (блок) для обработки в правом верхнем углу обрабатываемой поверхности, а затем протяните блок по диагонали в направлении левого нижнего угла. Протягивайте блок со шкуркой параллельно по всей обрабатываемой поверхности, пока она вся не будет покрыта линиями (царапинами), идущими от правого верхнего к левому нижнему углу.
Затем повторите ту же самую операцию от левого верхнего угла к правому нижнему углу. Обработайте всю область и в этом направлении. Панель должна быть покрыта линиями, которые будут пересекаться друг с другом, образуя квадраты. Обработку можно будет прекратить, когда будут убраны все бугорки.
Такая перекрестная обработка шкуркой производится потому, что если вы будете просто двигать блоком вверх-вниз и вперед-назад, то в местах панели, до которых доходят края наждачной шкурки, образуются канавки. Перекрестная обработка препятствует или как минимум уменьшает этот эффект. При этом легче поддерживать контуры кузова.
Не можете добраться до узкой области? Обмотайте наждачную шкурку вокруг деревянного блока шириной 2,5 см или вокруг пластиковой трубы и приступайте к работе.
Постоянно ощупывайте руками обрабатываемую поверхность на предмет обнаружения бугорков или неровностей.
Требуется практика, но уже скоро вы будете способны ощущать любые бугорки или впадины. Лучше закрывать глаза - вы лучше сконцентрируетесь.
Обрабатывайте эти места вместе с окружающей поверхностью. Не обрабатывайте до нижнего уровня - может придется исправлять ситуацию. Нужно будет подготовить свежую порцию шпатлевки и заполнить ямки.
Будьте осторожны и поддерживайте контуры кузовной панели при обработке. При обработке вогнутой области обмотайте наждачную шкурку вокруг выпуклого предмета, например, трубы.
Когда панель ровная, ее форма правильная и вы довольны своей работой, то переходите к шкурке с зернистостью 80. Обработайте предварительную грубую «сетку» таким же образом, т.е. двигая блок под углом 45°. После этого наносятся два или три слоя грунтовки.
Комментарии к этой статье