Полимерные (пластиковые) шпатлевки
Плохая репутация таких шпатлевок идет от чрезмерного увлечения ими с момента появления в начале 50-х годов. Под торговой маркой BLACK MAGIC пластиковые шпатлевки попали в руки новичков - любителей и недобросовестных кузовщиков. Зачем тратить время и силы на вытравление вмятины? Смешайте наполнитель шпатлевки с отвердителем (катализатором), заполните полученной смесью вмятину, дайте ей затвердеть, отшлифуйте, загрунтуйте, покрасьте и считайте это хорошей работой’ Что с того, что несколько килограмм шпатлевки отвалятся через пару месяцев? Автомобиль ведь выехал из мастерской и деньги получены!
Материал BLACK MAGIC дал основу другой полимерной шпатлевке, названной именем BONDO. В наши дни марка BONDO стала неким синонимом полимерной шпатлевки. К сожалению, плохая репутация не обошла стороной и этот материал.
Имейте в виду, что полимерная шпатлевка является отличным материалом для кузовного ремонта при правильном использовании. Она имеет хорошую адгезию, с ней быстро и легко работать, она экономична и при нанесении слоем менее 3 мм служит не хуже и даже лучше шпатлевки на основе свинца. Это было сильной стороной полимерных шпатлевок с момента их появления, а не адгезия к кузовной панели.
Чаще всего они использовались для замены металла в таких местах, как например, ржавые отверстия, а не в их основном качестве - в качестве материала для заполнения вмятин.
Здесь показана знаменитая полимерная шпатлевка под названием BONDO. Выпускается очень много различных шпатлевок под различными торговыми марками, но все они могут продаваться под маркой BONDO. В комплекте с большим количеством пластиковой полимерной массы бывают отвердитель (катализатор), пластмассовые шпатели и кузовной напильник для обработки шпатлевки (часто выпускаемый под маркой BONDO).
Шпатлевка на основе свинца
Подобно полимерной шпатлевке, свинцовая шпатлевка также имеет не всегда хорошую репутацию. Подобно полимерной шпатлевке, свинец часто использовался вместо металла на кузовных панелях. При неправильном использовании он тоже может отваливаться. Причина того, что в наше время вы редко слышите об отваливании свинца состоит в том, что свинец довольно редко используется сейчас. Когда используется свинец, то это делается осмотрительно из-за его стоимости.
Свинец имеет одно большое преимущество перед пластмассой: при экономном использовании свинец можно дополнительно обрабатывать молотком с наковальней. Он не треснет, не отслоится и не отломится. При использовании свинца есть и несколько недостатков: он медленно обрабатывается, дорого стоит и неэкономично используется, если только вы не собираете отходы, переплавляете их и используете свинец заново. Однако, реальным отличительным свойством свинца является то, что с ним интересно работать. И несмотря на его недостатки, таинственность свинца хорошо ему служит. Вы почувствуете себя неким творцом после окончания вашей первой работы со свинцом.
Залуженная область покрывается свинцом с помощью сварочной горелки, проволочной щетки (сетки из стальной проволоки) и флюса. Подробности работы со свинцом описаны далее в этой главе.
Меры безопасности от отравления свинцом
Скорее всего, вы знаете об опасности отравления свинцом. К сожалению, это правда. И при работе с припоем на основе свинца в процессе устранения неровностей кузова существует опасность отравления. Далее описано, как можно избежать этого.
Не курите, не ешьте и не пейте при работе со свинцом. После работы сразу же мойте руки и лицо мылом. Не вдыхайте пары нагретого припоя.
Свинец, разогретый до температуры около 540°С, выделяет ядовитые дымы. Поддерживайте рабочую температуру в диапазоне от 120°С до 490°С и опасности практически не будет. Но как же вы узнаете действительную температуру свинца? Это невозможно. Но есть такое правило: дымы будут минимальными, если вы нагреете свинец до пастообразного состояния, достаточно, чтобы свинец стал текучим, но не более того.
Вредное воздействие от поглощенного человеческим организмом свинца накапливается со временем. Если человек подвергся воздействию в течение долгого времени (несколько лет), то свинец накапливается в организме и становится причиной различных нервных расстройств и анемии (малокровия). В экстремальных случаях может наступить паралич и смерть. Если вы при работе со свинцом почувствуете колики, мышечные спазмы, судороги, немедленно прекратите работу и проконсультируйтесь с врачом.
Полимерная шпатлевка и свинец
Если вы хотите добавить свинец в то место, в которое свинец был нанесен недавно, то можете попрощаться с тем свинцом, который находится от этого места в радиусе 20 см. Из-за того, что для нанесения свинца необходимо тепло. то при повторном нанесении свинца и при нагреве «старый» свинец расплавится. Пластиковая шпатлевка не подвержена такой опасности, поэтому вы сможете добавить свежую пластиковую шпатлевку, которая легко ляжет на старую. На самом деле при работе с полимерной шпатлевкой вы сможете наносить несколько слоев шпатлевки и обрабатывать ее сколько угодно, вплоть до достижения нужного результата.
Полимерная шпатлевка эластична. Она выдерживает большую нагрузку без разломов и трещин. Однако, она не способна противостоять резким ударам. Другими недостатками являются ее склонность к образованию ямок, невысокая адгезия и трещины при неправильном использовании. Эти недостатки компенсируются относительно невысокой ценой, легкостью использования и широкой доступностью. Поэтому используйте ее правильно и в соответствии с указаниями по применению и полимерная шпатлевка будет вам хорошо служить.
«Легкие» кузовные шпатлевки
«Легкими» кузовными шпатлевками являются такие материалы, которые распыляются или намазываются на поверхность кузова для заполнения мелких неоднородностей. Обычно эти шпатлевки состоят из наполнителя в жидкой среде. Соотношение жидкого и твердого компонентов определяется особенностями использования. Среди этих материалов самым низким соотношением твердой и жидкой составляющих обладает грунтовка.
Грунтовка
Если краска наносится на «голый» металл, то проявляются не только небольшие неровности, но краска еще и может трескаться от усадки и даже отваливаться. Краске нужно что-то, за что она может зацепиться.
Объектом нашего основного интереса будет грунтовка. Она используется в качестве связующего средства между металлом и краской. При соотношении твердой и жидкой составляющих как 20/80 грунтовка имеет небольшую способность к заполнению пробелов на поверхности. Плотные грунтовки имеют соотношение твердое/жид-кое как 60/40. Рекомендуется использование такой плотной грунтовки, так как она выполняет две задачи - служит грунтовкой и заполняет неровности.
Плотная грунтовка может составляться на лаковой, эмалевой или водяной основе. При разведении соответствующим растворителем, ее можно наносить на металл, свинец или пластмассу.
Блестящая шпатлевка
Она предназначена для заполнения больших пустот и некоторых впадин и содержит до 80% твердых компонентов. Соответственно, ее нельзя распылять. Вместо этого блестящая шпатлевка наносится с помощью шпателя. «Родственница» блестящей шпатлевки, шпатлевка для мелких вмятин, имеет самое большое содержание твердых компонентов.
Шпатлевка для мелких вмятин
Она по вязкости подобна полимерной шпатлевке и имеет 90%-ое содержание твердых веществ. Ее можно использовать для заполнения пустот глубиной до 1,5 мм. Подобно блестящей шпатлевке, шпатлевка для мелких вмятин наносится шпателем.
Полиэстерная шпатлевка
Относительно новый продукт, полиэстерная шпатлевка является комбинацией грунтовки и пластиковой шпатлевки. Наиболее известная торговая марка, FEATHERFILL, открывает для кузовщиков новые перспективы. Для понимания преимуществ полиэстерной шпатлевки рассмотрим самый большой недостаток обычных «легких» шпатлевок - усадку.
Тенденция шпатлевок к усадке вызвана испарением жидкой основы и растворителя. Вот что обычно происходит: кузовщик наносит «легкую» шпатлевку, позволяет ей высохнуть в течение 30 мин. и выравнивает поверхность. На следующий день он обнаруживает, что поверхность, покрытая шпатлевкой, растрескалась.
Продолжающееся испарение и вызванная им усадка стали причиной этого явления. Обычно проблема может быть решена дополнительной шлифовкой. Реальная проблема наступает, когда нужно покрасить участок панели в течение нескольких часов после нанесения «легкой» шпатлевки. Жидкая основа и растворитель испаряются под краской, что становится причиной усадки шпатлевки в царапины и в другие поверхностные неоднородности. При этой усадке захватывается и краска. Полиэстерная шпатлевка помогает обойти эту проблему.
Подобно пластмассовым шпатлевкам, полиэстерная шпатлевка так же смешивается с катализатором (отвердителем). Сразу же после смешивания шпатлевку следует нанести путем распыления непосредственно из емкости в соответствии с инструкциями производителя. Вместо высыхания путем испарения она сохнет благодаря химическим реакциям. Хотя фирмы-производители и считают, что усадка будет не более чем 5%, некоторые мастера-кузовщики уверяют, что полиэстерная шпатлевка расширяется. Производители не подтверждают эти наблюдения.
Отсутствие усадки, легкость работы и величина пустот, которые могут заполнить полиэстерные шпатлевки делает их одними из лучших материалов для кузовного ремонта.
Химические компании выпускают собственный ассортимент грунтовок и шпатлевок. Мы рекомендуем при работе использовать материалы выпуска одной фирмы и по возможности выбрать для себя одну фирму-производителя. Не пользуйтесь самыми дешевыми или наиболее доступными в данный момент материалами.
Фирмы, производящие материалы для кузовного ремонта, разрабатывают материалы так, что они совместимы друг с другом. Это называется системным подходом. Более подробно об этом смотри в гл. 8. В связи с этим используйте при ремонте материалы одной фирмы-производителя. При этом можете рассчитывать на гарантию. Если же вы используете материалы выпуска различных фирм, то они могут не сочетаться друг с другом и получится порочный круг. Избегайте потенциальных проблем.
Комментарии к этой статье