Вы должны решить для себя, хотите ли вы использовать эти методики. Мы представим их вашему Вниманию.
Вытягивание металла
Ударный съемник
Он предназначен для быстрого вытягивания вмятин на кузовных панелях, таких как двери и задние панели, до задней стороны которых невозможно добраться с помощью молотка и наковальни.
Ударный съемник уже был описан нами ранее в этой главе. Это очень популярный инструмент и его довольно просто купить. Далее опишем процесс работы.
Вмятина от неудачной парковки является хорошим кандидатом для ремонта с помощью ударного съемника. Обратите внимание на следы шпатлевки от предыдущего ремонта.
В поврежденной части панели (вмятине) просверливаются отверстия. Ударный съемник, оснащенный винтом-саморезом на конце, вкручивается в одно из этих отверстий. Затем с помощью ударов скользящего груза по ручке металл вытягивается.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока вмятина не вытянется до восстановления некоего подобия оригинальной формы кузовной панели. Затем используется шлифовальная машинка для выравнивания бугорков, оставшихся от воздействия ударного съемника. Затем вся поверхность покрывается полимерной шпатлевкой, доводится и окрашивается. Вы можете видеть, как быстро проводится весь процесс. Следует иметь в виду, что металл ослабевает из-за наличия отверстий. Поэтому, если панель будет повреждена в будущем еще раз, то есть вероятность того, что ее повторный ремонт будет невозможен.
Вмятины большого размера и небольшой глубины можно вытянуть с помощью присоски, специально сделанной для этой цели. Такая присоска, в частности, работает очень хорошо на больших кузовных панелях с большими вмятинами.
Далее рассмотрим использование ударного съемника более детально.
Молдинг снимается с помощью высверливания заклепок. Декоративные буквы выдавливаются изнутри багажника. Удлинение крыла также должно быть снято. Краска и шпатлевка от предыдущего ремонта должны быть удалены для лучшего воспроизведения формы вмятины.
Во-первых, изучите форму вмятины. Вам следует найти точку приложения усилия. Нужно провести линии, которые ограничивают неповрежденную часть панели. Для обозначения поврежденного места проведите эти линии фломастером. В зависимости от типа металла и протяженности повреждения выберите размер винта-самореза для подсоединения его к съемнику. Выберите соответствующий размер сверла. Чем тверже металл, тем ближе друг к другу должны быть размеры сверла и винта-самореза. И наоборот, чем легче металл, тем меньше может быть диаметр сверла. После такого выбора вы сможете вкрутить винт-саморез в металл 3 или 4 раза без вытягивания его с помощью ударного съемника.
На нарисованных вами линиях просверлите ряд отверстий, расположенных друг от друга на расстоянии от 1,5 до 5 см. По мере приближения к точке наибольшей глубины вмятины отверстия могут располагаться дальше друг от друга.
Теперь вкрутите винт в наружное отверстие так, как если бы ударный съемник был большой отверткой. Возьмитесь за ручку съемника. Вам нужно отрегулировать величину удара, необходимого для перемещения металла. Если первый удар был безуспешным, то при втором ударе сила удара должна быть увеличена. Увеличивайте силу удара до тех пор, пока не увидите, что металл начал двигаться. Не пытайтесь решить проблему с одного удара.
Вытягивание одной области и рихтовка другой подобна методике удара молотком по металлу, находящемуся не над наковальней. Обратите внимание на отверстия для вытягивания на линиях, ограничивающих вмятину.
После первого перемещения выкрутите съемник и переходите к следующему отверстию на линии воздействия. После работы на двух или трех отверстиях переходите к следующей линии. Вновь начинайте с самого удаленного отверстия. Следуйте этому принципу до тех пор, пока вы не вернетесь до исходной точки. Поработайте еще на двух или трех отверстиях, поднимая каждую точку понемногу каждый раз. Двигайтесь подобным образом до тех пор, пока вы не достигнете центра области удара (вмятины). При необходимости вернитесь обратно и повторяйте процесс до тех пор, пока поврежденная область не вернется к своей оригинальной форме.
Продвигаясь спереди назад, вмятина постепенно вытягивается. Перемещайте груз осторожно, что позволит регулировать силу удара.
Плотницкий угольник помогает определить степень продвижения работы. Для проверки качества работы всегда имейте под рукой такой угольник.
После завершения работы ударным съемником слегка обработайте поврежденную область шлифовальной машинкой. При этом проявятся вогнутые области. Для поднимания этих областей просверлите в их центрах отверстия. Вкрутите в них винт, закрепленный на ударном съемнике и поработайте съемником. После вытягивания вогнутых областей проверьте форму панели еще раз. Пройдитесь шлифовальной машинкой по панели еще раз. Если вы удовлетворены результатами проверок, т.е. панель ровная и гладкая и остается "замазать" просверленные отверстия. Мы обсудим шпаклевку отверстий с помощью полимерной шпатлевки и припоя в следующей главе.
Заполнение (шпаклевка) отверстий припоем предпочтительнее использования полимерной шпатлевки. При пайке выделяется много тепла, что приводит к деформации. Завершение работы описано в главе, посвященной подготовке кузовных панелей к покраске.
Стержни для вытягивания металла
Такие стержни или крючки работают подобно ударным съемникам, но с легким листовым металлом и/или на небольшой вмятине. Примерами могут служить панели дверей, задние кузовные панели и капот.
Отметим, что существуют два типа стержней для вытягивания. Один из них представляет собой плоский крючок для вытягивания. Другой тип крючка работает подобно рихтовочному молотку с острым бойком. На приводимых рисунках можно видеть, как можно вытягивать металл с помощью одного или нескольких стержней. Это, конечно, зависит от типа повреждения и прочности вытягиваемого металла.
Стержни используются в основном так же, как и ударный съемник. И в этом случае нужно определить точку приложения усилия, провести линии и просверлить отверстия. Все стержни для вытягивания предназначены для использования совместно со сверлом диаметром 3,5 мм. Часто такое сверло входит в комплект стержней. Работать нужно с внешнего края по направлению к месту удара, вставляя стержни и пытаясь начать вытягивание. В каждом комплекте стержней для вытягивания имеется инструкция, которая показывает способ использования стержней. На показанном здесь демонстрационном автомобиле "Хонда" стержни сработали так хорошо, что вмятина была вытянута почти до исходного состояния панели за три этапа.
Перед просверливанием отверстий и использованием стержней для вытягивания нужно обозначить фломастером контуры вмятины и обозначить линии, в которых будут просверлены отверстия.
Просверлите отверстия сверлом диаметром 3,5 мм вдоль линий вокруг вмятины. Вставьте стержень и вытяните вмятину. Как показано на рисунках, одновременно можно использовать несколько стержней.
Допускается любая комбинация, которая эффективно работает.
После вытягивания поврежденной области нужно провести обработку с помощью кузовного напильника для выявления небольших ямок.
Обратите внимание, что стержень для вытягивания с загибом похож на рыболовный крючок. Этот стержень используется для выполнения той же работы, что и ударный съемник, т.е. вытягивания небольших вмятин.
Теперь просверлите отверстие во вмятине сверлом диаметром 3,5 мм. Вставьте стержень и несколько раз резко потяните им. При этом вмятина вытянется, не деформируя окружающий металл.
Другая версия методики удара по металлу вне наковальни, за исключением того, что вместо наковальни используются стержни для вытягивания.
Проверяйте качество работы по мере ее выполнения. В данном случае для этого используется стальная линейка длиной 30 см.
После вытягивания таким образом всех мелких вмятин пройдитесь по всей поверхности кузовным напильником для проверки того, не осталось ли еще вмятин. Вытяните их так, как описано.
В заключение пройдитесь по поверхности шлифовальной машинкой, зашпаклюйте участок припоем или полимерной шпатлевкой и работу можно считать законченной. Эти небольшие хитрости помогают при выполнении работы и их немало в багаже каждого опытного кузовщика.
С учетом шпаклевки и грунтовки вся работа заняла менее 45 минут.
Теперь мы перейдем к описанию одного из приемов, связанным с использованием монет при кузовном ремонте.
Метод с использованием монеток
Изобретатель этого метода посвятил много лет своей жизни на изобретение легких, эффективных и недорогих методов проведения кузовного ремонта. Он делился своими разработками с другими, в том числе и с нами.
Описываемый метод позволяет вам вытягивать вмятины так же, как и с помощью стержня для вытягивания или ударного съемника, но без просверливания отверстий в металле. Этот метод удобно применять в тех местах, металл в которых тонкий или там, где нельзя просверливать отверстия. Далее описано, как применять этот метод.
Основная идея состоит в припаивании к куску сварочного электрода круглого медного или бронзового кружка размером с монету. Можно, конечно, воспользоваться и вышедшими из обращения монетами. Затем эта "монетка" припаивается к зачищенной металлической поверхности в области вмятины. С помощью мощных плоскогубцев нужно зажать электрод и затем вытянуть вмятину. После этого монета удаляется путем локального нагрева металла. Затем производится обычная шпаклевка и шлифовка. В этом случае не нужно заделывать никаких отверстий. Изящное решение, не правда ли?
Давайте рассмотрим метод "монетки" более детально.
Поврежденные баки можно выправить с помощью метода "монетки". Не используйте данный метод для ремонта топливных баков или баков, где хранились горючие жидкости.
Разрежьте сварочный электрод диаметром 3 мм на куски, длина которых соответствует глубине вмятины. Затем припаяйте их к кружкам (монеткам) и дайте им остыть. Для лучшего контакта зачистите противоположную сторону монеты до ровного состояния. Это увеличит площадь контактной поверхности в точке пайки.
Для выполнения работы шести тонких стержней (сварочных электродов) с припаянными монетами будет более чем достаточно для успешного выполнения работы.
С помощью шлифовальной машинки удалите всю краску, грязь, коррозию или смазку из области вмятины. Полностью залудите участок с помощью пропановой горелки и щетки из стальной проволоки. Залудите также каждую монету. Процесс лужения описан в главе 6.
Процедура лужения бака является подготовительной перед припайкой к вмятине электродов с монетками. Для нанесения припоя на поврежденную поверхность используется небольшая сварочная горелка. Очистка поверхности производится с помощью щетки из стальной проволоки.
Когда листовой металл и монеты залужены, прижмите монету к поверхности панели. С помощью пропановой горелки и припоя припаяйте монету к панели.
Стержни припаиваются к самым глубоким местам вмятины.
Можно воспользоваться ацетиленовой сварочной горелкой, но ее наконечник должен быть маленьким и работать нужно очень осторожно. После пайки быстро уберите горелку и дайте припою застыть. Когда все монеты припаяны вдоль периметра вмятины, вытяните вмятину с помощью клещей. Захватите по очереди каждый из электродов и тяните за него. Если вмятина не поддается, то положите брусок дерева вдоль области вмятины. Затем загните электрод поверх клещей и воспользуйтесь клещами как рычагом, а бруском - как опорой. Это увеличит прикладываемое усилие. Когда вмятина вытянута до нужной формы, нагрейте монетки и удалите их с металла. Обработайте ремонтируемую область напильником и шлифовальной машинкой.
Вытягивание вмятины с помощью деревянного бруска в качестве опоры и клещей в качестве рычага. Бак был восстановлен до прежней формы без просверливания отверстий.
Внимание: Единственным способом обучиться методикам, описанным в данной главе, является практическая работа. В процессе работы вы откроете новые приемы и методики. Мы дали вам основы теоретических знаний. Помните, что нужно работать медленно, соблюдать правила техники безопасности и стараться добиваться качества выполняемой работы прежде всего. Скорость работы придет с опытом.
Комментарии к этой статье